Проект Федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к информации", текст которого размещен для общественного обсуждения, подразумевает организацию безвозмездного доступа операторов связи к общему имуществу дома при размещении сетей связи для оказания соответствующих услуг жильцам дома на основании заключенного абонентского договора.
Он позволит операторам связи размещать оборудование и кабели связи в общих помещениях многоквартирного дома исключительно для оказания услуг связи жильцам данного дома без необходимости одобрения двух третей собственников всех помещений многоквартирного дома. Это обеспечит реализацию конституционных прав жильцов на доступ к информации, говорится в сообщении Минкомсвязи.
"В то же время такое размещение не приведет к нарушению прав и интересов других жильцов, поскольку должно быть сопоставимо по размеру и местам размещения с аналогичным оборудованием, уже размещенным или предполагаемым к размещению в многоквартирном доме. Контроль за таким размещением будет осуществляться лицом, на которое в соответствии с Жилищным кодексом РФ возложена обязанность обеспечивать сохранность общего имущества", - отмечают в Минкомсвязи.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2017 года.
В основном участники телеком-рынка отмечают, что в нынешней версии законопроект учитывает основные интересы операторов связи.
В пресс-службе оператора NetByNet (ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг", дочерняя комппания ПАО "МегаФон") полностью поддерживают законодательную инициативу. "На наш взгляд, предлагаемые изменения в полном объеме защищают интересы операторов связи. Мы надеемся, что предлагаемых изменений будет достаточно для честной и конкурентной работы как операторов федерального уровня, так и небольших, региональных игроков", - отмечают в NetByNet.
В компании уверены, что с принятием этого законопроекта абоненты смогут самостоятельно выбирать оператора связи, услугами которого они хотят пользоваться. Операторы связи получат возможность равного и недискриминационного доступа в многоквартирные дома, что положительным образом должно отразиться на рынке услуг связи, ведь оператора будут выбирать сами абоненты, а не управляющая компания или застройщик.
"С принятием этого законопроекта будет меньше споров с управляющими компаниями о правомочности и порядке размещения сетей связи и оборудования, о нарушении законодательства о защите конкуренции, будет меньше преград для оказания жителям многоквартирных домов услуг связи. Операторы будут поставлены в равные условия на рынке доступа к общедомовому имуществу, что сделает рынок оказания услуг связи более динамичным и конкурентным".
Пресс-секретарь ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) Александр Попов отмечает: "Наши пожелания о размещении оборудования связи в многоквартирных домах без необходимости одобрения двух третей собственников помещений учтены, что упростит работу операторов". При этом он подчеркивает, что для соблюдения новых поправок со стороны застройщиков, управляющих компаний (УК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ), необходимо также более четко прописать поправки не только в законе "О связи", но и в Жилищном кодексе (ЖК РФ) и других нормативно-правовых актах по строительству, регулирующих деятельность этих организаций.
По мнению пресс-секретаря ПАО "Ростелеком" Андрея Полякова, законопроект позволяет решить правовую часть обеспечения доступа к многоквартирным жилым домам. "Техническая часть еще дорабатывается, но принятие законопроекта позволит начать решать застарелую проблему и перевести решение в правовую плоскость. Очевидно, что жители многоквартирных домов только выиграют - они смогут выбрать услуги за меньшую цену или выбрать поставщика услуг", - говорит он.
По словам пресс-секретаря ПАО "ВымпелКом" Анны Айбашевой, компания приветствует подобные решения, поскольку они способствуют повышению доступности услуг связи для клиентов. "Например, из-за действий УК в Иваново затраты на эксплуатацию сети в данном населенном пункте с 2013 по 2015 годы выросли на 45%", - говорит она.
Вице-президент НО "Национальная Ассоциация домовых информационно-коммуникационных сетей" (НАДИКС) по правовым вопросам Михаил Пашков, напротив, указывает на то, что на данном этапе законопроект очень "сырой".
По его словам, есть недоработки в части внесения поправок в ФЗ "О связи". Например, в текущей версии законопроекта указано, что собственник недвижимого имущества "вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим (недвижимым) имуществом", при этом "организация связи не несет обязанностей по оплате такого размещения". "То есть собственник всегда вправе требовать с оператора связи платы за использование имущества многоквартирного дома, а оператор связи вправе не оплачивать только размещение своего оборудования", - отмечает Михаил Пашков.
По его словам, в текущей версии также не устранена возмездность для оператора связи в получении услуги по организации доступа от УК, в то время как УК избавлена от платы по данному договору.
Кроме того, эксперт отмечает, что в текущей редакции законопроекта есть вопросы к изменениям в нормы ЖК РФ. "Поправки, предлагаемые для принятия в ЖК РФ, не облегчают, а затрудняют использование операторами связи общего имущества МКД, так как вводят неоднозначность и неустранимый конфликт интересов в тексты федеральных законов", - говорит Михаил Пашков.
"Полагаю, что в такой редакции законопроект не будет принят, что не решит и вопрос с НДД, и не устранит проблему", - резюмирует Михаил Пашков.
Он также сетует на то, что в данном законопроекте не учтены предложения НАДИКС по преодолению проблемы НДД в МЖД. Концепция НАДИКС предполагает ряд пунктов, среди которых отмечено, что функционирование частных сетей предлагается подвести под следующие правила: управляющие компании не должны ограничивать доступ операторов связи к общему имуществу собственников помещений МЖД, а также обязаны заключать с операторами связи договоры на размещение оборудования связи в МЖД (ст.ст.6-8 ФЗ "О связи"). Также в НАДИКС считают, что до принятия общим собранием собственников помещений МЖД решения о введении платы за пользование общим имуществом и наделения УК соответствующими полномочиями по начислению и сбору такой платы, УК не должны иметь права взимать с операторов связи плату за доступ в МЖД.
Кроме того, в концепции НАДИКС отмечено, что в каждом МЖД должна иметься "общая сеть", под которой подразумевается сеть связи (внутридомовая разводка), принадлежащая собственникам помещений данного МЖД и входящая в состав общего имущества (должна быть включена в реестр общего имущества МЖД) и имеющая общее вводное устройство. Доступ к "общей сети", по версии НАДИКС, у всех операторов связи должен быть равный - на основе типовых договоров аренды с одинаковыми тарифами.
Напомним, Минкомсвязи еще в прошлом году разработало законопроект по обеспечению недискриминационного доступа операторов связи в МЖД. Весной 2015 г. Минкомсвязи согласовывало документ с Минстроем, после он должен был попасть в правительство и на рассмотрение в Госдуму. Однако из-за сложностей в согласовании документов между ведомствами процесс работы над законопроектом затянулся.
Наконец, проблемой обеспечения недискриминационного доступа операторов связи в многоквартирные жилые дома занялся президент России и процесс принятия законопроекта значительно ускорился. В феврале 2016 г. Владимир Путин поручил Минстрою, Федеральной антимонопольной службе (ФАС), Минкомсвязи, Роскомнадзору, а также Медиа-коммуникационному союзу до 1 июня представить предложения по решению этого наболевшего вопроса.
Алла Галанова