На прошлой неделе председатель Госдумы Сергей Нарышкин провел заседание Совета по культуре, на котором обсуждались проблемы кинопроката в российских регионах и малых городах. На нем, в частности, получила одобрение программа «Киноклуб», представленная гендиректором «Ленфильма» Эдуардом Пичугиным и художественным руководителем Art Pictures Studio Федором Бондарчуком. Эта команда уже получила опыт управления киноплощадками в Тульской области и теперь просит о государственной поддержке своего проекта. Коммерсанты утверждают, что готовы открывать новые кинотеатры в малых городах, куда никогда не придут сетевые мультиплексы. На существующих площадках – для этого нужно лишь 10 миллионов рублей и полгода на каждый кинотеатр.
Если опустить правильные слова про необходимость, по сути, новой кинофикации страны и про то, что статуса важнейшего из искусств у кинематографа никто не отнимал, то на первый план выходит доставка киноцифры потребителю – особенно самому крайнему, проживающему в отдаленном якутском улусе и в более близких, но не менее пустынных карельских пределах. Ведь туда не всегда можно кинуть оптоволоконный кабель, а если это и возможно, то цена такой прокладки окажется эпических размеров.
Эдуард Пичугин уверен, что проблема назрела:
– Российские расстояния – большая проблема для передачи цифрового контента. Сейчас дистрибьютор тратит несколько тысяч на передачу копии и ключа к ней. В кинотеатре одновременно идут хотя бы три-четыре фильма. Вот и представьте: в населенном пункте живут шесть тысяч человек, а только доставка фильма туда обошлась бы в 10 тысяч рублей. С такой экономикой никакого кино там никогда не будет.
Действительно, даже из Петербурга далеко ходить не надо: в Ленинградской области из 31 города нельзя сходить в кино в двадцати. Между тем в каждом из таких лишенных кинотеатров городов проживает более 10 тысяч человек. Проблемы подстерегают даже киноманов из городов с населением от 100 до 200 тысяч. Минкульт совместно с Фондом кино предлагает населенным пунктам, в которых проживает не более 100 тысяч человек, субсидию на обустройство киноплощадок, размер которой составляет пять миллионов и сопровождается условием квотирования 50 процентов для отечественной кинопродукции. То есть город, живи в нем хотя бы 101 тысяча населения, в принципе не может рассчитывать на государственную поддержку. А в таких российских городах проживает 20 миллионов россиян.
Генеральный директор «Ленфильма» видит выход в применении космических технологий, которые придутся кстати и его студии:
– «Ленфильм» готов стать дистрибьютером кинопродукции для площадок, которые в рамках программы «Киноклуб» с помощью спутниковой связи будут объединены в единую сеть. Конечно, в первую очередь мы заинтересованы в распространении собственной продукции, но планируем работать со всеми прокатчиками. Мы приобрели оборудование, чтобы печатать цифровые ключи и заключили эксклюзивный договор с «Морсвязьспутником», который обеспечит устойчивую связь. Спутниковая система уже сформирована и выведена на орбиту, покрытие – вся Евразия, Африка и большая часть Австралии. Таким образом, мы можем доставлять контент и за рубеж. Например, на нашу недавнюю премьеру, ленту «Контрибуция», уже поступили заявки от десятка стран.
Чем больше будет сеть киноплощадок, тем дешевле будет стоить передача: мы через спутник осуществляем закачку нового фильма и все кинотеатры его скачивают в автоматическом режиме, трафик делится на всех абонентов, себестоимость падает. Мы ориентируемся в первую очередь на премьерный контент, наши технологии позволяют обеспечить контроль сохранения авторских прав. Ключ, в зависимости от стоимости, дает возможность либо индивидуального просмотра на конкретном устройстве, что заинтересует частных клиентов, либо трансляции на экране.
Гендиректор ФГУП «Морсвязьспутник» Андрей Куропятников пояснил некоторые технические детали:
– Наш проект претендует на глобальность, и у нас, как оператора системы подвижной спутниковой связи «Инмарсат», есть такая возможность. Наша схема гибридна: цифровой контент смогут получать как стационарные пользователи в малых населенных пунктах, так и те, кто находятся в поездах, на судах и в самолетах. У нас есть договор с государственным предприятием «Космическая связь», задействованы спутники «Ямал» и «Экспресс», скорости соединения будут измеряться десятками мегабит в секунду. Не могу сказать, что эта связь сейчас дешева. Но, учитывая, что Россия вложила в «Инмарсат» очень серьезные средства – и этот российский сегмент мы сдадим примерно 9 мая, – мы сможем предложить абонентам цены, которые выгодно отличаются от ценовых предложений для Европы или Латинской Америки.
Проект «Ленфильма» и «Морсвязьспутника» известен за рубежом: свой интерес к нему проявили несколько западных инвесторов. Подробности пока не разглашаются, известны лишь некоторые детали. Например, есть вероятность, что инвесторы будут готовы приобретать для кинотеатров в малых городах приемники для получения спутникового сигнала. В случае успешной реализации заявленных планов студия «Ленфильм» превратится в базу для дистрибуции любого фильма, а новые «Звездные войны» или «Миньоны» отправятся сквозь космическое пространство обратно на землю.
Евгений Хакназаров