По итогам января—февраля в России реализовано почти 450 тыс. ноутбуков на сумму более 13,5 млрд руб., что равнозначно аналогичному периоду прошлого года, сообщили "Ъ" в "Связном". Наиболее популярными брендами стали Asus и Lenovo — оба заняли около 23% продаж в штуках. При этом доли обеих компаний упали: в январе—феврале 2016 года у Asus было 32% в штуках, у Lenovo — 25%. Доля Acer составила 19%, HP — 17%, Dell — 5%. В денежном выражении лидирует Asus с долей 24%, у Lenovo — 19,5%, у Acer — 17%, у HP — 16%. Представитель "Связного" не называет долю Apple за отчетный период. По оценке источника "Ъ" на рынке электроники, доля этого бренда составила около 11,5% в денежном выражении.
Таким образом, сегмент ноутбуков перестал падать впервые за четыре года, констатируют аналитики "Связного". За 2016 год продажи ноутбуков сократились на 0,5 млн в штуках, до 2,5 млн устройств, и на 2 млрд руб. в деньгах, до 79 млрд. По оценкам IDC, поставки ноутбуков и десктопов в Россию за 2016 год по отношению к 2015 году в штуках упали на 8%, до 4,47 млн. Продолжавшееся несколько лет падение было вызвано несколькими факторами, главный из которых — растущая популярность планшетов, стоимость которых постоянно снижалась, в то время как ноутбуков — росла. Сейчас же, по оценкам "Связного", ноутбуки стали выбирать пользователи, для которых функционала и мощности планшетов недостаточно.
В январе—феврале 71% реализованных в России ноутбуков стоил больше 20 тыс. руб. В то же время самые популярные планшеты стоят меньше 20 тыс. руб. "Эти данные подтверждают тезис о том, что аудитории ноутбуков и планшетов перестали пересекаться",— констатируют в "Связном".
В феврале 2017 года рынок уже не просто был стабилен, а показал положительную динамику. Покупатели приобрели на 8% больше устройств по сравнению с февралем прошлого года, а выручка увеличилась на 5%, отмечает "Связной". Эти данные соответствуют оценкам аналитиков Gfk, подтвердил представитель компании Александр Федотов. При этом он указывает: точкой роста рынка ноутбуков все же стал ценовой сегмент до 15 тыс. руб., продажи в котором больше всего упали в 2016 году, а сейчас выросли многократно. "Также появление ноутбуков, предназначенных для работы с облачными сервисами — клаудбуков, позволило снизить цены на ноутбуки начального уровня, что было с энтузиазмом воспринято покупателями",— отмечает господин Федотов.
Еще одним фактором стала стабилизация экономической ситуации и курсов валют. "Это создало благоприятные условия для обновления техники, таким образом, сейчас на рынке реализуется отложенный спрос",— считает гендиректор Lenovo в России Александр Катаев. По его оценке, наиболее востребованы в 2017 году будут устройства среднего ценового сегмента — в диапазоне от 25 тыс. до 30 тыс. руб. и игровые ноутбуки в высоком ценовом сегменте. Исполнительный вице-президент "Евросети" Виктор Луканин отмечает, что обычные лэптопы, которые все еще пользуются спросом, испытывают сильную конкуренцию со стороны менее дорогих устройств, например, хромбуков (устройства на ChromeOS) и медибуков (устройства с ограниченным функционалом и набором опций).
Наконец, аналитик "Алор Брокера" Кирилл Яковенко объясняет ситуацию возросшей активностью корпоративного сектора, отмечая неплохие результаты Asus и Lenovo, которые наиболее востребованы именно со стороны бизнеса. Но уже ко второму кварталу бизнес завершит обновление технического оснащения, и рынок вернется к снижению, уверен Кирилл Яковенко. Он считает, что по итогам года нельзя исключать снижения продаж на 13-15% к уровню 2016 года.
Юлия Тишина