В распоряжении "Ъ" оказалась схема взимания НДС с покупок россиян на международных торговых электронных площадках. Согласно документу, такие компании должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе (ФНС). Одновременно создается механизм автоматического сбора и учета НДС в каждом заказе на площадке, при этом не уточняется, кто создает механизм. Когда покупатель из РФ вносит предоплату электронной площадке, находящийся за рубежом продавец (в схеме также не уточняется, физическое или юридическое лицо) формирует заказ и отправляет покупку в Россию по почте в своей стране. В этот момент у посылки появляется штриховой почтовый идентификатор, который передается электронной площадке и "Почте России" по системе ITMATT (протокол обмена данными между почтовыми администрациями разных стран). Далее посылка доставляется в Россию, оформляется Федеральной таможенной службой (ФТС), передается в "Почту России". В отделении почтовой связи покупателя идентифицируют по паспорту, ему выдается посылка с покупкой. Об этом "Почта России" извещает ФТС, ФНС, а также иностранную почтовую администрацию, которая передает информацию о получении покупки адресатом электронной площадке. После этого компания переводит налог в размере 18%.
Эта схема была представлена вице-премьеру Аркадию Дворковичу на совещании по электронной торговле 14 октября, следует из протокола мероприятия.
Господин Дворкович поручил Минэкономики, Минфину, ФНС совместно с заинтересованными органами власти, деловыми и общественными организациями до 21 ноября "проработать предложение Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) в отношении технологии налогообложения товаров из зарубежных интернет-магазинов, обратив особое внимание на проработку технологических и правовых вопросов его реализации". В АКИТ и Минэкономики подтвердили эту информацию. В секретариате господина Дворковича, в ФТС и на "Почте России" не предоставили комментариев.
Помимо темы НДС на совещании обсуждалось сокращение лимита беспошлинного ввоза товаров в адрес физлиц в международных почтовых отправлениях. ФТС предлагает наиболее жесткий сценарий, снижение порога до €22 на каждую покупку. Сейчас этот лимит — €1 тыс. за календарный месяц. Участники совещания, согласно протоколу, приняли к сведению доклады замруководителя ФТС Руслана Давыдова и президента розничной сети электроники "М.Видео" Александра Тынкована. "Я выступаю за равные условия ведения бизнеса для всех игроков,— пояснил Александр Тынкован.— Для этого должен быть унифицирован порог беспошлинного ввоза на территории стран ЕАЭС и введен институт НДС-регистрации для иностранных интернет-компаний. Эти меры в совокупности позволят выравнять условия для иностранных и российских компаний, что плодотворно скажется на развитии конкуренции". Законодательство не обеспечивает равенства российских и зарубежных производителей товаров, правительство разработает механизм налогообложения иностранных интернет-магазинов, рассказал 18 октября Аркадий Дворкович на съезде "Деловой России". "Попытаемся идти по пути НДС-регистрации, отработать нормативную базу до конца этого года",— сказал он.
Учрежденная в 2012 году АКИТ объединяет 29 компаний, включая "М.Видео", "Эльдорадо", "Детский мир", Ozon, сеть MediaMarkt (входит в немецкую Media-Saturn-Holding GmbH). С 2014 года АКИТ предлагала снизить лимит беспошлинной торговли, рассорившись на этой почве с "eBay Россия", которая в результате покинула ассоциацию. По словам Аркадия Дворковича, правительство РФ против снижения порога до того, как будет создана система платежей по соответствующим посылкам. Другая лоббируемая АКИТ инициатива — сбор НДС с 2018-2019 годов с иностранных интернет-магазинов, которые продают россиянам не только электронные, но и физические товары. Это предложение вошло в проект основных направлений налоговой политики, подготовленный Минфином.
В первом полугодии 2016 года объем импорта из онлайн-магазинов увеличился на 37%, до 143,1 млрд руб., по оценкам АКИТ, "Почты России" и GfK. По итогам года эксперты ожидают рост на 45%, до 320 млрд руб. Доля трансграничной торговли в онлайн-ритейле может вырасти до 35% в 2016 году с 29% в 2015 году.
"При такой схеме конечный потребитель будет изначально платить всю стоимость товара, включая НДС",— предупреждает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Администрирование налога обойдется бюджету "в гораздо большую сумму, чем полученные деньги", прогнозирует он. Ранее гендиректор "eBay Россия" Владимир Долгов говорил "Ъ", что не понимает, каким образом можно ввести налог "для сотен тысяч продавцов на eBay, тем более что они уже платят налоги по месту регистрации".
Партнер Deloitte Олег Березин отмечает, что предлагаемая схема налогообложения похожа на так называемый налог на Google. Закон обязал иностранных продавцов электронного контента встать на налоговый учет в РФ и с 1 января 2017 года платить НДС наравне с российскими компаниями, работающими в том же сегменте рынка. По словам Олега Березина, к международным интернет-площадкам механизм налоговой регистрации может применяться только в части исчисления и уплаты НДС, но проблему уплаты таможенных пошлин при трансграничной торговле он не решает.
Роман Рожков, Мария Коломыченко, Владислав Новый