В ходе мероприятия были рассмотрены актуальные в условиях современной реальности темы, такие как обеспечение безопасного начала учебного года в очном формате, тренды рынка образования, перспективы его развития и роста, цифровизация процесса обучения и внедрение новых технологических решений в российских образовательных учреждениях.
Участниками конференции стали 11 спикеров: ректор университета Иннополис Александр Тормасов, директор департамента комплексной безопасности Дальневосточного федерального университета Евгений Хуснутдинов, проректор по учебной работе Новосибирского государственного технического университета Сергей Чернов, президент Группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников, президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский, вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментами ПАО «Ростелеком» Валерий Ермаков, директор департамента управления проектами Hikvision Russia Антон Голубев, исполнительный директор компании «ТехноСТАРТ» Александр Константинов, руководитель проектов компании «Радиус» Алексей Мерзликин, заместитель директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Анна Седова, заведующая лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Марина Степанова.
О комплексных системах безопасности учебных заведений рассказал директор департамента управления проектами Hikvision Russia Антон Голубев. «Сегодня одной из главных задач является обеспечение комфортной безопасной среды для всех участников образовательного процесса: учеников, преподавателей и родителей», – отметил в своем выступлении Голубев. Представитель Hikvision Russia также поделился текущими запросами со стороны заказчиков в лице университетов и школ. По словам спикера, в августе наблюдался повышенный спрос на тепловизионные решения для измерения температуры и термографические системы контроля доступа в преддверии начала учебного года. «Если в марте, апреле и мае – во время режима самоизоляции и дистанционного обучения – образовательные учреждения занимали выжидающую позицию, то после того, как Правительство РФ объявило о старте нового учебного года в очном формате, в августе именно университеты и школы стали основными заказчиками тепловизионных решений и систем для детекции наличия защитной маски». Помимо решений безопасности, Антон Голубев также представил интерактивные цифровые системы для организации дистанционного обучения с максимальным уровнем вовлечения аудитории.
Исполнительный директор компании «ТехноСТАРТ» Александр Константинов и Евгений Хуснутдинов, директор департамента комплексной безопасности ДВФУ, продолжили тему обеспечения безопасности учебных заведений и поделились практическими кейсами по внедрению технологических решений Hikvision, систем видеомониторинга и распознавания лиц. Так, ДВФУ оснастил кампусы, расположенные на территории более 200 гектаров, системами безопасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1421 от 07.11.2019, в котором прописаны требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства науки и высшего образования РФ. По словам Евгения Хуснутдинова, в настоящее время университет прорабатывает дальнейшие шаги по расширению комплексной системы безопасности на объектах ДФВУ с учетом требований по обеспечению санитарной безопасности в условиях пандемии: «Мы остановились на стационарных тепловизионных установках, чтобы избежать необходимости контактного измерения температуры. До сих пор сотрудники службы охраны использовали ручные средства термометрии, но это неэффективно, так как ежедневно через одного охранника проходит до 12-15 тысяч человек».
Ректор Университета Иннополис Александр Тормасов, президент Группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников и вице-президент по работе с корпоративными и государственными сегментами ПАО «Ростелеком» Валерий Ермаков рассказали о новом тренде смешанного обучения, совмещения дистанционных практик с традиционным образованием, а также отметили необходимость в повышении цифровой грамотности всего населения страны. «Идея того, что мы в начале своей жизни чему-то учимся, а затем применяем полученные навыки, уходит в прошлое. Сегодня нам всем необходимо учиться постоянно и непрерывно. Поэтому университетам нужно задумываться о предоставлении возможностей дополнительного образования. Например, наш университет создает образовательный центр по цифровой экономике, его главной задачей будет обучение преподавателей российских университетов, которые уже дальше начнут использовать знания о цифровизации в рамках своих программ, будь то культурология, механика, экономика и любые другие непрофильные направления, так или иначе затронутые цифровизацией», – рассказал Александр Тормасов.
По словам Михаила Кожевникова, период пандемии и самоизоляции вскрыл проблемы не только цифрового неравенства населения в России, но также указал на неполноценность существующих образовательных онлайн-ресурсов: «Выяснилось, что фактически ни один образовательный ресурс на момент середины марта не удовлетворял требования основной школьной программы – они все были рассчитаны на дополнительное образование и отработку определенных навыков. В ответ на этот запрос Группа компаний «Просвещение» за короткий срок создала ресурс «Моя школа в online» с простым интерфейсом для полноценной работы с учебными материалами и заданиями, по которым занимаются в российских школах. Ресурс показал высокую востребованность – несколько миллионов заданий прошло через систему в апреле-мае. Даже в июне ресурсом продолжали пользоваться. Я уверен, что подобные онлайн-решения будут актуальны в новом учебном году, даже с учетом очного формата обучения».
О новых возможностях для модернизации образовательных процессов рассказал Валерий Ермаков. По его словам, пандемия и удаленный режим работы выступили катализаторами процесса цифровизации: «Если раньше вопросы цифровизации были на уровне общего подхода, то сегодня все отрасли, и в первую очередь сегмент образования, убедились, что этими вопросами нужно заниматься системно и основательно, начиная с инфраструктуры». Валерий Ермаков отметил, что 95% школ в России являются государственными, поэтому для реализации цифровых проектов с их участием необходим централизованный подход.
О важности обеспечения антитеррористической безопасности и перспективах отказа от магнитных пропусков в пользу биометрических систем аутентификации упомянули в своих презентациях президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский и руководитель проектов Радиус Алексей Мерзликин. «Для того, чтобы внедрить систему распознавания лиц в учебные учреждения, я считаю, что в национальной программе “Образование” необходимо создать графу “Безопасность и охрана образовательных организаций”, и по этой графе выделять бюджетные средства для установки таких систем. Пока средства на эти цели выделяются из региональных бюджетов по остаточному принципу», – считает Сергей Саминский.
Алексей Мерзликин высказал мнение, что перспективы для отказа от ID-карт и бумажных пропусков в школах есть. Он привел в пример пилотный проект, который был подготовлен компанией «Радиус» в Белгороде: «Это самая обычная общеобразовательная школа. В рамках проекта мы интегрировали систему распознавания лиц в уже существующую пропускную систему. По итогам проекта было выявлено несколько важных моментов, которые следует учитывать при установке подобных СКУД в школах: наличие близнецов в образовательных учреждениях требует дополнительной настройки терминала для повышения точности распознавания; система должна работать очень быстро, так как дети постоянно бегают и не имеют привычки задерживаться у проходного пункта». Алексей Мерзликин также представил основные сценарии использования биометрических СКУД:
В продолжение темы оснащения школьных учреждений биометрическими системами проректор по учебной работе НГТУ Сергей Чернов отметил, что несмотря на текущие сложности с реализацией подобных проектов, данный вопрос не должен оставаться без внимания заказчиков и государственных регуляторов. «Все мы говорим о цифровой экономике, цифровой энергетике, поэтому эти технологии нужно изучать, развивать и внедрять достаточно широко, потому что это не только безопасность, но и удобство пользователей», – отметил Сергей Чернов.
В завершение онлайн-конференции к.м.н., зам. директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России по научной работе Анна Седова и заведующая лабораторией Марина Степанова поделились текущими требованиями Роспотребнадзора по соблюдению базовых санитарных норм безопасности и представили комплекс дополнительных мер для администраторов, руководителей и медицинских работников общеобразовательных организаций по организации деятельности общеобразовательных организаций в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). «Проверка температуры каждого учащегося и сотрудника учебного заведения теми средствами, которые есть в распоряжении школ, задача, конечно, сложная. В условиях текущей эпидемиологической ситуации новые технологии, которые были представлены на конференции, позволяют сделать среду более безопасной и комфортной. Сейчас школы сталкиваются с колоссальной нагрузкой по работе с большими потоками детей на входе», – прокомментировала Марина Степанова.