Не секрет, что стоимость персональных или корпоративных данных, хранящихся на смартфоне, ноутбуке или сервере, зачастую превышает стоимость самого устройства. При этом социальная инженерия всегда была любимым приемом кибермошенников: зачем тратить время и деньги на лобовую атаку системы безопасности организации или банка, если гораздо легче и эффективнее незаметно проникнуть в сеть через зараженную электронную почту? Атаки на домашний компьютер также проходят по-разному: хакер может просто запустить троян и требовать немедленный выкуп, либо использует зараженную машину для более прибыльных в перспективе вещей: DDoS-атак или майнинга криптовалюты.
Чужой мобильный телефон, даже кнопочный, также становится источником заработка для мошенников. Самое простое, что они могут сделать, – отправить SMS с просьбой о помощи якобы от близкого родственника. Распространены также просьбы отправить SMS для разблокировки аккаунта в социальных сетях, звонки из «банка» для уточнения персональных данных или номера карты, SMS типа «перейдите по ссылке» и многие подобные вещи. Проблема в том, что, прекрасно зная о множестве инцидентов, произошедших из-за недостаточной бдительности пользователей, не все спешат обезопасить себя и научиться грамотному поведению в онлайн-среде.
Ситуация с массовым переводом персонала на удаленную работу сыграла кибермошенникам только на руку, ведь теперь службе безопасности предприятия труднее контролировать персонал. По данным одной из лабораторий, занимающихся исследованиями в этой области, более половины сотрудников российских предприятий, перешедших на удалёнку, до сих пор не получали от своих работодателей никаких конкретных рекомендаций по повышению цифровой грамотности и не прошли корпоративное обучение, призванное защитить от киберрисков.
Раздел «Безопасное общение» на сайте компании «МегаФон»
Тем важнее каждому научиться защищаться самостоятельно. Например, с помощью рекомендаций «МегаФона», которые собраны в разделе «Безопасное общение» на сайте оператора. Раздел содержит основные сведения о вредоносном программном обеспечении, мобильном мошенничестве и мошенничестве в Интернете, а главное – о том, как противостоять всему этому. Отдельный подраздел предназначен для ответственных родителей, которые не забывают учить культуре обращения с мобильным устройствам своих детей.
Так, среди рекомендаций родителям есть совет отключать некоторые услуги на телефоне ребенка (например, междугороднюю и международную связь, отправку SMS на короткие номера), настроить средства фильтрации трафика и установить быстрый набор самых важных номеров. Закрепить навыки телефонного этикета и предупреждения мобильных угроз ребенку поможет красочная презентация.
В подразделе, посвященном мобильному мошенничеству, пользователи познакомятся с понятиями спам и фрод, узнают о самых актуальных схемах социальной инженерии – таких, как выманивание паролей или «ошибочный» платеж. В подразделе, посвященном интернет-мошенничеству, получат информацию о фишинге, троянах-вымогателях и многом другом.
Важно, что в этом же разделе пользователи могут сообщить о мобильном мошенничестве.
Добавим еще один совет для того, чтобы сделать ваши мобильные коммуникации не только безопасными, но и более продуктивными: подпишитесь на паблик вашего мобильного оператора в соцсетях и загрузите официальное мобильное приложение оператора. Это поможет всегда быть в курсе событий и актуальных акций, знать баланс своего счета, а главное – в любой момент получить поддержку.