Операторами стали: "Лаборатория разработки" (Сбер), "Яндекс Оператор Рекламных Данных" ("Яндекс"), "ВК Рекламные Технологии" (VK), "Озон ОРД" ("Озон"), "МедиаСкаут" (МТС), "Первый ОРД" ("ВымпелКом"), "ОРД-А" ("Амбердата").
С 1 сентября 2022 г. вступил в силу закон о системе учета digital-рекламы. Вся таргетированная, контекстная и медийная реклама в интернете теперь должна иметь соответствующую пометку. Информация о ней участниками рекламного рынка передается в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через операторов рекламных данных.
Пресс-служба РКН сообщила о том, что ЕРИР создан и доступен участникам рынка с 1 сентября 2022 г.
Среди требований к ОРД – размер уставного капитала не менее 200 млн руб., владение необходимым для учета рекламы программным обеспечением и подтверждение готовности участников рынка интернет-рекламы с совокупным годовым объемом услуг 2,5 млрд руб. заключить договор с участником отбора при условии приобретения им статуса ОРД.
Пресс-служба РКН сообщила о том, что 10 октября 2022 г. завершился прием заявок на участие в отборе ОРД. "На рассмотрение комиссии при Роскомнадзоре по отбору ОРД было подано 10 заявок. По итогам рассмотрения семь участников отбора признаны операторами рекламных данных. Перечень ОРД может быть дополнен комиссией по итогам следующего конкурса. Заседания комиссии проводятся не реже одного раза в год", - рассказали представители РКН.
Пресс-служба "Ростелекома" рассказала, что совместно с рекламными агентствами-контрагентами уже несколько недель выстраивает и тестирует бизнес-процессы по маркировке рекламы. "Мы изучим подходы и предложения по организации взаимодействия от операторов рекламных данных", - рассказали представители компании.
Пресс-служба МТС сообщила, что пока система ЕРИР работает в тестовом режиме, они берут символические 100 руб. в месяц в качестве абонентской платы от компании-партнера. "После прохождения тестового периода мы исходим из того, чтобы при реализации всей цепочки размещения рекламы: от рекламодателя через все вовлеченные агентства и площадки, стоимость услуг ОРД не превышала бы 1,5% от расходов на рекламную кампанию в сети интернет, что включало бы в себя совокупные затраты всех участников цепочки распространения рекламы", - объяснили представители МТС.
Академик Российской академии рекламы Вячеслав Черняховский считает, что при передаче информации о рекламе в сети интернет в ЕРИР не напрямую от рекламодателей и распространителей рекламы, а через ОРД, возможны издержки и шероховатости, как в любом новом процессе. "Требуется время и наработанный операционный опыт для урегулирования взаимодействия с учетом интересов всех участников этого процесса. Первый подобный опыт поможет разработать и принять за основу регламент подобных операций с учетом четкости функционирования ЕРИР и степени волатильности рынка интернет – рекламы. Не помешают профессиональная гибкость и умение адаптироваться к условиям перманентного форс-мажора", - говорит он.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отмечает, что максимальный потенциал рынка операторов рекламных данных можно оценить в 3 млрд руб. "Логичнее всего, чтобы сервисы по сбору и предоставлению РКН данных о рекламных кампаниях оказывали рекламные сети крупнейших интернет-компаний, операторов связи и маркетплейсов – то есть те, кто рекламу уже учитывает. Те компании, которые собирались стать такими операторами и озвучивали предполагаемые тарифы, указывали, что стоимость услуг будет составлять не более 1% от объема рекламы. А объем рекламы в российском интернете в прошлом году, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), составил 313 млрд руб. Возможно, конечно, что операторы рекламных сетей и прочие будут оказывать услугу бесплатно, с целью оказывать дополнительный сервис своим клиентам. Ведь рекламу они уже учитывают, все их дополнительные издержки сведутся к передаче информации Роскомнадзору", - считает аналитик.
По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, потенциальный рынок операторов рекламных данных может быть крупным и достигать сотни миллиардов рублей. "По данным комиссии экспертов АКАР России в 2021 г. объемы российского рынка рекламы составили 578 млрд рублей, продемонстрировав рост на 22% относительно 2020 г. По итогам I квартала 2022 г. рост произошел на 5%, до 128–130 млрд руб. относительно такого же периода в 2021 г., а за первое полугодие объем рекламы в средствах ее распространения составил 245-250 млрд руб., что на 6% ниже, чем за первое полугодие в 2021 г. По итогам II квартала 2022 г. объем рекламного рынка сократился на 16%. Если текущие темпы сокращения объемов рынка сохранятся до конца текущего года, то по его итогам он может составить порядка 400–450 млрд руб.", - прогнозирует Владимир Чернов.
Ирина Приборкина