Как поясняет пресс-служба Ozon.ru, решение о постепенной передаче дел новому генеральному директору было принято совместно с акционерами еще в 2009 г., после того как семья Бернара Люке вернулась из Москвы на постоянное место жительства в Швейцарию.
Вместе с тем, Бернар Люке сохранит пока место в совете директоров компании "Интернет Решения", которой он руководил с начала октября 2005 г. Тогда он сменил на посту главы "Интернет Решения" Владимира Долгова, который покинул компанию в начале осени, проработав на посту гендиректора около трех лет. В компании еще не решили, до какого времени Люке сохранит место в совете директоров.
Как отмечает пресс-служба Ozon.ru, за этот период (с 2005 г. по 2011 г.) в разы увеличился оборот компании, был расширен ассортимент, открыты современные логистические комплексы в Твери. В 2010 г. интернет-магазин отправил 1,95 млн заказов против 1,46 млн в 2009 г., в которых содержалось 8,472 млн товаров против 6,636 млн гдом ранее. В структуре продаж 37,9% составили книги, 32,1% - электроника.
Ozon.ru вывел логистическое подразделение с территории Москвы в Тверь еще в 2006 г., тогда там был открыт операционно-логистический центр "Горизонт-2", который обслуживает потребности интернет-магазина.
Что касается финансовых показателей, то сейчас Ozon.ru раскрывает только данные по обороту. Совокупный оборот в I полугодии 2005 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. более чем на 40% и превысил $15 млн, в 2004 г. чистая прибыль составила $1,26 млн. До 2009 г. Ozon.ru планомерно увеличивал оборот, в основном за счет уровня проникновения Интернета в России. В 2010 г. оборот интернет-магазина вырос по сравнению с 2009 г. на 34% до 4,15 млрд руб. Рост оказался на 13% выше, чем годом ранее, но пока Ozon.ru не достиг докризисных показателей. "Это хороший рост в деньгах (по итогам 2010 г.), компания становится все больше, демонстрировать такой же рост в процентах, как в начале развития, сложно", - поясняет представитель интернет-магазина Михаил Осин.
Несмотря на несколько не оправдавшие себя ожидания по финансовым показателя 2010 г., Бернар Люке заявлял, что в этом году оборот интернет-магазина путешествий Ozon.travel (открыт два года назад, в 2010 г. оборот вырос более чем в 20 раз до 898 млн руб.) планируется увеличить в три раза до минимум 3 млрд руб. Прогнозы по росту оборота Ozon.ru были менее оптимистичны. По словам Люке, в 2011 г. компания прогнозирует рост выручки не менее чем в 2010 г., то есть от 34%.
В ближайшее время холдинг Ozon, в который помимо Ozon.ru и Ozon.travel входит курьерская служба "О-Курьер", намерен привлечь $40-50 млн (речь идет о private placement). Консультантом выступает компания Morgan Stanley. Конкретные сроки по инвестициям и ход переговоров Михаил Осин не разглашает. Привлеченные средства пойдут на развитие логистики, Ozon.travel и открытие новых товарных категорий.
Маэль Гавэ пришла в "Интернет Решения" в 2009 г. на место директора по маркетингу. С 1 июля 2011 г. она также возглавит холдинг Ozon. Михаил Осин не раскрывает срок заключенного с Гавэ контракта, также не говорит, почему была выбрана именно эта кандидатура.
Ozon.ru создан в 1998 г. петербургской софтверной компанией "Рексофт" как магазин по продаже книг в Интернете. В 1999 г., на волне бума инвестиций в интернет-ресурсы, проект был приобретен компанией RuNet Holdings (51% за $1,8 млн и $1,2 млн под обязательства инвестиций) и PPE Group. В свою очередь контрольные пакеты обеих компаний принадлежали Barings Vostok Capital Partners (BVCP). В феврале 2001 г. Ozon.ru переехал из Петербурга в Москву. Осенью 2006 г. BVCP приобрел 85% Ozon.ru, а вскоре продал 20% европейским фондам Index Ventures и Holtzbrinck Ventures и американской Cisco Systems. Ozon.ru продает книги, музыкальную и видеопродукцию, программные продукты, детские товары и мультимедийные издания.
ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА