В начале июня "МТС Северо-Запад" известило своих абонентов об отмене льготной тарификации на звонки пользователям "Скайлинка", опубликовав соответствующее сообщение на своем сайте. Изменения коснулись целого ряда тарифных планов. Например, на тарифе "MAXI" вызовы на абонентов "Скайлинка" предполагалось исключить из пакета минут, сделав стоимость вызова 1,7 рублей за минуту (прежде в пакет было включено 300 минут исходящих вызовов на абонентов других операторов, а вызовы сверх лимита в сети конкурентов тарифицировались по 1,45 рубля за минуту). Также на тарифе "MAXI Ultra" вызовы в сеть "Скайлинка" планировалось вычеркнуть из пакета минут, установив цену в 2,5 рубля за минуту (ранее в пакет было включено 600 минут исходящих вызовов на абонентов других операторов). Увеличение стоимости звонков на номера "Скайлинка" предполагалось также на тарифе "Супер Первый" и "MAXI Active".
По каким причинам "Скайлинк" попал в список неугодных МТС операторов в сообщении не указывалось. По данным "Ъ", объем входящего трафика с сети МТС в сеть "Скайлинка" составляет около 1,5 млн минут в месяц. Соответственно, при заградительных тарифах на подобные звонки "Скайлинку" грозили существенные выпадающие доходы от интерконнекта — межоператорских расчетов при вызовах между различными сетями. Дело грозило обернуться крупным скандалом, особенно с учетом того, что оба оператора являются родственными компаниями с общим акционером в лице АФК "Система", президент которой Леонид Меламед еще в мае этого года на встрече с журналистами обещал ускорить помощь "Скайлинку". Теперь же МТС собиралась пополнить свои доходы как раз за счет той компании, которой господин Меламед обещал помочь.
По данным "Ъ", руководство "Скайлинка" отреагировало на шаг МТС более чем оперативно, подготовив обращения в ФАС, Роспотребнадзор и Роскомнадзор, в которых обращалось внимание на факт недобросовестной конкуренции со стороны GSM-оператора и дискриминацию абонентов. Ведь МТС установила заградительные цены на звонки только в одну сеть, хотя в городе, помимо МТС и "Скайлинка", работает еще три оператора сотовой связи.
После того как "Ъ" начал проверять информацию, а про инициативу северо-западного офиса МТС узнало столичное руководство компании, события стали развиваться с головокружительной быстротой. Испугавшись публичного скандала и его негативных последствий, стороны вступили в переговоры. В течение одного дня "Скайлинк" сменил свою решимость обратиться в надзорные органы на более миролюбивую позицию, а пресс-служба МТС сперва подтверждала новые цены на звонки в "Скайлинк", а потом не могла внятно ответить, будут введены новые условия или нет, хотя извещение абонентов о повышении цен продолжало оставаться на официальном сайте оператора. Окончательно ситуация разрешилась лишь в конце прошлой недели. МТС пришлось пойти на попятную, и 11 июня сообщение о введении новых цен было убрано с сайта компании. "МТС и "Скайлинк" ведут переговоры о возможном изменении условий тарифных предложений", — пояснила пресс-служба МТС.
Причиной, по которой МТС решило ввести заградительные тарифы на звонки в "Скайлинк", в компании назвали перекос трафика. "После введения "Скайлинком" в Петербурге бонусной акции по начислению бесплатных минут при приеме входящих звонков произошел существенный перекос трафика между абонентами МТС и "Скайлинка" в пользу "Скайлинка". В результате безлимитные тарифы МТС и тарифы с большим числом включенных минут стали для МТС убыточными — расходы МТС на интерконнект (плата "Скайлинку") были существенно выше, чем доходы, которые МТС стал получать от этих абонентов", — пояснила Юлия Неменова, специалист по связям с общественностью "МТС Северо-Запад".
Между тем, аналитики выдвигают другую версию причин чуть было не разгоревшегося скандала. "Думаю, это была неудачная попытка проверить реакцию пользователей на ступенчатое и завуалированное повышение цен на отдельных тарифах. Если бы не случился конфуз, думаю, что в скором времени повысились бы цены и на исходящие звонки на всех операторов региона", — говорит гендиректор аналитического агенства "Рустелеком" Юрий Брюквин. Действительно, практика псевдоинформирования абонентов о повышении тарифов уже давно и успешно применяется операторами для пополнения своих доходов. Обычно все новые предложения отличаются низкой стоимостью услуг, но со временем ситуация меняется — ранее бесплатные сервисы становятся платными, а стоимость минуты разговора повышается. Об этих изменениях операторы извещают абонентов на своих официальных сайтах, что не противоречит действующему законодательству, однако, кроме аналитиков и журналистов, новости МТС или других сотовых компаний практически мало кто читает. Настоящее извещение абонентов о повышении цен приходит лишь вместе с непонятно по каким причинам выросшим счетом за потребленные услуги. В пользу выдвинутой господином Брюквиным версии говорит и тот факт, что из "Скайлинка" в "Мегафон", например, звонят чаще, чем наоборот, и никакого перекоса трафика в пользу "Скайлинка" в "Мегафоне" не наблюдают.