В 2021 году американское агентство SuperData оценило киберспортивную индустрию в $2,7 млрд. По данным исследовательской компании NewZoo, аудитория компьютерных соревнований в прошлом году выросла почти на 10%, составив 436 млн человек. Эксперты прогнозируют, что средний рост в ближайшие годы составит почти 8% и к 2024 году число зрителей достигнет 785 млн человек.
Уже выросла армия зрителей, для которых турнир по Dota–2 — более захватывающее событие, чем чемпионат мира по футболу или какой–нибудь Уимблдон в теннисе. Только один финал игры League of Legends в Шанхае недавно смотрели 147 млн человек.
Привлекательность киберспорта в том, что заняться им может практически каждый — вне зависимости от пола, физических возможностей и возраста. Нужны только компьютер и доступ к интернету.
Существует множество киберспортивных игр, которые или до сих пор в строю, или были популярны в прошлом. Самыми известными командными дисциплинами являются "стрелялка" Counter Strike, стратегии Dota–2, Starcraft и League of Legends. Наряду с этим есть и "виртуальные братья" привычного спорта, например FIFA — симулятор футбола.
Наибольшие суммы для геймеров разыгрывают на крупных чемпионатах, где участвуют лучшие команды мира. Если считать по Dota–2, то самым лакомым пирогом, вне всяких сомнений, считается турнир The International. Он постоянно обновляет собственный рекорд по количеству призовых сумм — в этом году $18,9 млн. Но ключевое отличие киберспорта от привычного — тут нужно побеждать, чтобы много зарабатывать. В том же футболе можно весь сезон просто бегать по полю и даже не стараться забивать голы, на баснословные доходы это никак не повлияет.
Впрочем, есть и гонорары, которые игроки получают в тот период, когда просто тренируются. Например, участники самой известной российской команды Virtus.pro (в этом году сменили название из–за санкций на Outsiders) в CS:GO зарабатывали около $8 тыс. в месяц.
В США и Европе спонсорские доходы значительно больше, из–за чего и зарплата местных киберспортсменов намного выше. В 2021 году довольно богатый американский клуб Cloud9 выделил своим игрокам по CS:GO по $25–30 тыс.
Опции от спонсорства и различных рекламных интеграций тоже никуда не делись, популярные игроки могут зарабатывать много денег на контрактах крупных брендов. Самые богатые геймеры — китайцы и корейцы. Они в своих странах на уровне поп–звёзд и актёров кино, и доходы у них соответствующие.
Огромное комьюнити и масштабные соревнования на суперсовременных аренах с многотысячными трансляциями породили своих супергероев и настойчиво перетягивают на себя внимание компаний, даже далёких от компьютерной индустрии. Известные музыканты посвящают киберспорту хиты, голливудские звёзды снимаются в промороликах игр, а в качестве рекламы во время трансляций турниров и стримов можно встретить что угодно, даже дорогой парфюмерный бренд.
Россия входит в топ стран по размеру аудитории киберспортивных ивентов и трансляций: по оценкам экспертов, соревнования смотрят 22,5 млн человек. Рынок игрового стриминга растёт в нашей стране вдвое быстрее, чем в мире: 20% в год против 9%, а количество компьютерных клубов больше, чем в странах Европы.
Но в целом российский киберспорт пока только пытается пристроиться в спины убежавшим вперёд Азии и Америке. Различия заключаются не только в денежном обороте и размере аудитории, но и в её платёжеспособности и нежелании платить за контент в интернете.
Ситуация меняется, но не так быстро, как хотелось бы инвесторам и предпринимателям. Рынок киберспорта в России скован небольшими бюджетами, которые выделяются рекламодателями. Ведь компьютерные игры — бизнес глобальный. Любой российской проект рано или поздно начнёт испытывать внешнее давление со стороны мировых киберпроектов, которые имеют доступ к гораздо большим деньгам и стабильному финансированию.
Есть и другие барьеры для развития: ограничение беттинга (ставки на спорт) из–за ориентации киберспорта на аудиторию младше 18 лет, высокая стоимость проведения масштабных соревнований и дефицит спонсорского финансирования из–за отсутствия узнаваемых лиц — в отличие от фигурного катания или футбола.
На более–менее серьёзном уровне в России "стрелялки" и "шагалки" развиваются только в Москве. Туда стекаются все лучшие геймеры страны, там проводятся соревнования с приличным призовым фондом и заложена качественная база для подготовки виртуальщиков.
Всё остальное — глубокая периферия. В том числе и Петербург. По среднему уровню игроков и турниров питерскому киберспорту до первопрестольной пока как до Луны.
За все годы в городе на Неве лишь раз проходил турнир, достойный внимания геймеров, — Epicenter–2017 по CounterStrike — с призовым фондом $500 тыс. В СКК в своё время устраивали большой киберфестиваль GamePlanet, собирающий полные трибуны, но он имел выставочный характер. Вот по большому счёту и все успехи.
Когда рассматривается вопрос о будущем месте каких–то крупных европейских турниров, Петербург находится в числе аутсайдеров. После Epicenter северо–западный мегаполис ограничивается только скромными соревнованиями с призовым фондом в размере 50 тыс. рублей.
И это ещё хорошо. Куда чаще в качестве призов победители получают футболки, компьютерные мышки и прочие недорогие мелочи.
Что, естественно, не способствует привлечению действительно серьёзных команд, которые привыкли к крупным призовым, но в то же время и сами способны привлекать зрителей — живьём или в Сети.
Главная причина — мало спонсоров. Хотя в Москве среди них — крупные банки и сотовые операторы. А в мировом киберспорте не так давно фурор произвёл "Мерседес": маркетологи автогиганта решили, что им необходимо "омолодить" свою аудиторию.
Единственное, чем может похвастаться киберспорт Петербурга, — успехи на любительском уровне. Команда Политехнического университета (СПбПУ имени Петра Великого) — одна из сильнейших в стране, несколько раз побеждала в национальном чемпионате.
Уже давно рассматривается проект строительства кибердеревни (первоначально в районе Гатчины), включающей в себя ещё и гостиничный комплекс, рестораны, центр детского досуга, тренировочную базу и школу раннего развития детей. Но пока даже до точного выбора места дело не дошло.
В отличие от Москвы, в Северной столице нет специализированных тренировочных баз и игровых комплексов для электронного спорта. Вопрос о строительстве киберарены по вместимости больше Ледового дворца рассматривался, но пока всё остаётся на бумаге.
В этом году запланировано открытие центра киберспорта в Красногвардейском районе, в государственной спортивной школе, где горожане совершенно бесплатно могут начать карьеру будущих звёзд.
Ещё один центр уже работает при Университете телекоммуникаций им. Бонч–Бруевича. Планирует открытие площадки и университет ИТМО. Может, на их базе киберспорт в Петербурге когда–нибудь и выйдет на новый уровень.
Игорь Гурфинкель