Компания HP продемонстрировала результаты деятельности своей исследовательской лаборатории в Петербурге, созданной 3 года назад. Как рассказал Прит Банержи, старший вице–президент по исследованиям HP, разработчики готовили программное решение, которое поможет быстро ориентироваться в море информации и дать точный ответ на поставленный вопрос. Современные поисковые системы, по мнению Прита Банержи, с этой задачей не справляются.
"Например, вам надо знать, сколько футбольных команд на последнем чемпионате мира забили больше четырех мячей, — говорит Прит Банержи. — Если вы введете такой запрос в Google, он представит вам сотни страниц с упоминанием футбола и мячей, но не даст прямого ответа на вопрос".
Разработка HP представляет собой программную платформу, которая может дорабатываться под нужды конкретного заказчика. Система использует для поиска информации не только материалы Интернета, но и все документы, базы данных, к которым ей предоставлен доступ.
Кроме того, подчеркнул Прит Банержи, система будет запоминать все действия пользователя, производимые на данном компьютере: какие документы он просматривает, какую музыку слушает. А значит, продолжает топ–менеджер HP, программа будет лучше знать контекст и сможет дать более точный ответ на запрос.
По мнению Прита Банержи, корпоративные клиенты готовы платить за поиск информации, если он позволяет дать быстрый и точный результат, на основе которого в компании будет принято решение. Пока коммерческое предложение не выведено на рынок, но компания уже протестировала программный продукт с одной из американских юридических компаний. В HP не исключают, что в будущем покупателями их разработки могут стать не только крупные и средние предприятия, но и малые, и даже частные лица, например трейдеры. Планируется сделать версию этого продукта для мобильных устройств: смартфонов, планшетных компьютеров и т.д.
Петербургская разработка пока не имеет аналогов, считают в HP. Компания уже подала заявку на патент в США и Великобритании. Президенту ассоциации разработчиков программного обеспечения "Руссофт" Валентину Макарову известно о существовании по крайней мере трех подобных проектов: один — на Украине, два — в России, все они готовятся уже 3–5 лет. По его словам, разработка программного обеспечения для одного из проектов стоила $200 тыс., эта сумма не включает многолетних расходов на исследования, доработку и маркетинг.
"Такие решения, безусловно, найдут потребителя, — считает Валентин Макаров. — Они составят конкуренцию Google, "Яндексу" и другим поисковикам, хотя крупнейшие из них сами ведут аналогичные разработки. Скорее всего, поисковики постараются либо первыми выйти на рынок со своими решениями, либо скупить успешных малых конкурентов. Появление на этом рынке НР со своим проектом означает резкое ускорение процесса коммерциализации таких решений".
Представители "Яндекса" отмечают, что сейчас все ведущие поисковые системы мира пытаются решить задачу, как выдавать на запрос не набор ссылок, а сразу интересующие пользователя факты. "Яндекс" в свою очередь сделал сервис, который осуществляет поиск по специализированным массивам информации (в частности, по сервисам самого "Яндекса"). Ответы показываются рядом с обычными результатами поиска.
"Дать ответ на конкретный класс запросов, например, "высота Эвереста/Этны/Монблана", не очень сложно, — говорят в "Яндексе". — Проблема в том, что таких классов запросов существует очень много, и обработать их все — очень медленный и трудозатратный процесс.
Построить же общее решение, которое независимо от класса запроса может понять, какая именно информация в данном случае нужна пользователю и откуда ее взять, — очень нетривиальная задача, с которой пока полностью не справился ни один из поисковиков". Поэтому, заявляют в компании, сейчас "Яндекс" больше внимания уделяет улучшению ранжирования результатов поиска.
Представители Google сообщили, что у них с лета 2009 г. есть сервис, который осуществляет поиск по фактам. Но это экспериментальная функция, и пока она работает только на английском языке. "Мы продолжаем работать в этом направлении", — говорят в Google.
Представители "Рамблера" воздержались от комментариев.
Для справки: HP ежегодно инвестирует в исследовательскую работу $3 млрд. Петербургская HP Labs является одной из семи исследовательских лабораторий компании в мире. Всего в них работают 500 человек.
Жанна Журавлева