Данные о блокировках по состоянию на 17 июня привел в беседе с репортером ComNews пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
По его словам, шесть определений Мосгорсуда касаются сайтов, содержащих музыку, пять - ресурсов с текстами книг, по программному обеспечению пока нет ни одного решения. "В итоге заблокирован только один из 11 сайтов: часто владельцы удаляют ресурсы самостоятельно", - объясняет Вадим Ампелонский. В 152 случаях Мосгорсуд отменил ранее принятое решение о блокировке, так как правонарушение было устранено.
Сколько из 68 ресурсов с фильмами оказались заблокированы после 1 мая, представитель Роскомнадзора прокомментировать не смог.
"Владельцы пиратских ресурсов разделились на четыре группы", - говорит старший партнер юридической компании "Катков и партнеры", президент НП "Объединение правообладателей" Павел Катков. По его словам, первые из них категорически отказываются сотрудничать с правообладателями и публикуют способы обхода блокировок, вторые легко идут на переговоры и выполняют предъявляемые требования, третьи предлагают приобрести их сайты. Еще несколько площадок, в том числе социальная сеть "В Контакте", заняли двойственную позицию: в одних случаях идут на уступки, в других заявляют о невозможности удалить противоправный контент.
"Откровенных отказников, которые публично об этом заявляют, я знаю не более пяти", - сказал он на конференции РБК "Интеллектуальная собственность-2015". В беседе с ComNews Павел Катков уточнил, что к таким сайтам относится, в частности, Rutor.org.
Разделение, приведенное Павлом Катковым, точно классифицирует поведенческие модели пиратов, подтверждает генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин. Примеры сайтов, выполняющих абсолютно все требования правообладателей, ему неизвестны.
"Формальная готовность удалять контент, декларируемая администрацией сайта, не всегда означает реальное удаление по первому требованию, - разъясняет он. - Более того, пираты не будут удалять контент до тех пор, пока конкретный правообладатель к ним не обратится, а значит, претензии к таким сайтам не снимаются".
Крупные ресурсы вроде "В Контакте" не избегут судебного преследования, но для этого должна быть наработана судебная практика на сайтах поменьше, утверждает Алексей Бырдин. "Отказ пиратов от диалога, как это ни странно, ускоряет и упрощает их блокировку. Об их точном количестве судить не могу, поскольку переход из одной категории в другую происходит очень быстро: достаточно одного письма", - заключает гендиректор "Интернет-видео".
Антипиратское законодательство в России действует почти два года. Первая часть "антипиратского закона" (об изменениях в законодательстве по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях) вступила в силу 1 августа 2013 г. и позволила блокировать в Сети нелегальный видеоконтент. В ноябре 2014 г. Государственная Дума приняла дополнения в "антипиратский закон", распространив его на программное обеспечение, книжную и музыкальную продукцию.
Согласно этим поправкам, собственник интернет-ресурса может удалить спорный контент сразу после обращения правообладателя, не дожидаясь вердикта суда. В таком случае все претензии к ресурсу будут сняты. Если сайт не реагирует на заявления правообладателя, начнется разбирательство в Мосгорсуде, на время которого блокируется доступ ко всему ресурсу. В случае, когда правообладатель дважды выигрывает судебный процесс против одного и того же сайта, доступ к ресурсу прекращается навсегда. О соответствующем решении суда операторов связи в течение суток уведомляет Роскомнадзор. На блокировку также отводится 24 часа.
Многие сайты предпочитают не дожидаться блокировки, а удалить пиратский контент, но затем публикуют его по другому адресу, подтверждает Павел Катков. В то же время с 1 мая значительно больше владельцев ресурсов готовы сотрудничать с правообладателями - к этому привело появление механизма "полных" и "вечных" блокировок, объясняет юрист.
"Вечную" блокировку по новому закону пока не применяли ни разу - еще не успели пройти два судебных цикла, чтобы зафиксировать "рецидив", - уточняет Алексей Бырдин. Такие решения появятся до конца июня, рассчитывает он.
Даниил Сидоров