Основным драйвером роста на российском рынке мобильных компьютеров в первом полугодии стали планшеты, на которые пришлось 18% рынка, говорится в отчете "Связного" по рынку мобильных компьютеров за первое полугодие 2012 года. Их продажи (около 800 тыс. устройств) выросли на 412% по сравнению с первой половиной 2011 года. В денежном выражении рост продаж в этом сегменте составил 355% (до 15,2 млрд руб., 18% от оборота всего рынка). Во многом этому способствовало снижение средней цены планшетных компьютеров на 11%, с 21219 руб. до 18854 руб.
"Только за первое полугодие 2012 года рост наших продаж в категории планшетов составил более 623% в натуральном выражении",— говорит исполнительный вице-президент ГК "Связной" Майкл Тач. В целом объем рынка мобильных компьютеров составил 86,4 млрд руб., увеличившись на 27%, проданы рекордные 4,4 млн устройств — из них 2,8 млн ноутбуков и по 0,8 млн нетбуков и планшетов.
Тройку лидеров среди брендов составляют Apple, Samsung и Acer: на них приходится 61% рынка в натуральном выражении и 76% — в денежном. Несмотря на сокращение доли Apple, компания по-прежнему остается лидером на российском рынке планшетов. При этом "Связной" отмечает, что продажи более доступных планшетов растут в два раза быстрее, чем продажи планшетов стоимостью более 10 тыс. руб. (ценовая категория, куда попадает продукция тройки лидеров). В то же время, согласно данным опубликованного вчера предварительного отчета IDC по мировому рынку планшетов за второй квартал, глобально Apple продолжает наращивать превосходство над другими производителями: компания реализовала 17 млн устройств при общих продажах 25 млн. Занявшая второе место Samsung продала лишь 2,4 млн планшетов.
Из-за того что планшеты на базе операционной системы Android почти в два раза дешевле, чем на iOS и Windows, популярность этих планшетов ощутимо растет, пишет "Связной". Так, если в первом полугодии 2011 года доминировала система iOS с долей 51%, а доля Android составляла лишь 39%, то сейчас доля iOS сократилась до 32%, а Android возросла до 63%. В денежном выражении ситуация несколько отличается: продажи устройств на Android составили 49%, iOS — 44%, Windows — 7%.
Как ожидают аналитики "Связного", по итогам 2012 года в России будет продано уже порядка 2 млн планшетов. По данным ITResearch, в 2011 году в Россию было официально поставлено около 1,14 млн планшетов на различных программно-аппаратных платформах и еще 200 тыс. устройств россияне ввезли сами.
По данным "Евросети", за первое полугодие в России было продано более 800 тыс. планшетов по средней цене 17,9 тыс. руб. Выручка сегмента составила 15 млрд руб., а всего рынка — 74 млрд руб., оценивает "Евросеть". При этом рынок находится на ранней стадии развития, показывая приросты свыше 100% к прошлому периоду, и характеризуется сильной эластичностью спроса по цене: потребитель сегодня делает выбор в сторону более экономичных устройств в ущерб объему встроенной памяти и возможности использования интернета вне зон покрытия Wi-Fi.
Роман Рожков