Авторы документа отмечают, что законопроектом вводятся нормы, предусматривающие изменение законодательства о занятости населения по нескольким ключевым направлениям. "На законодательном уровне закрепляются понятия новых активно развивающихся форм занятости – самозанятость и платформенная занятость. Вопросы, связанные с этими формами занятости, будут урегулированы отдельным федеральным законом", - отмечают авторы в пояснительной записке к законопроекту.
Авторы законопроекта под платформенной занятостью понимают деятельность граждан по личному выполнению работ на основе договоров, которые заключаются с использованием информационных систем (цифровых платформ занятости), которые обеспечивают взаимодействие всех сторон с помощью интернета.
По словам директор по коммуникациям маркетплейса услуг YouDo.com Евгении Арнаутовой, по данным ФНС, к концу 2022 г. в России больше 6 млн самозанятых. 89% самозанятых работают через различные онлайн-сервисы и платформы (по данным Strategy Partners), а для 86% занятых через платформы эти сервисы являются основным источником дохода (исследование ЦСР).
"Из 3,5 млн исполнителей маркетплейса услуг YouDo.com более 200 тыс. подтвердили свой статус самозанятых, а по факту их значительно больше. Согласно опросу платформы "YouDo Бизнес", 62% самозанятых работают на себя уже несколько лет: 20% во фрилансе около года, а 8% пришли с наступлением кризиса, вызванного пандемией", - рассказала она.
По ее мнению, платформенная занятость имеет совершенную иную природу, чем трудовые отношения, поэтому ее законодательное регулирование обсуждается давно. "YouDo.com наряду с некоторыми другими платформами входит в рабочую группу при Минтруде, в которой прорабатываются эти изменения. Ожидаем, что они лягут в основу закона о платформенной занятости и самозанятости. Внесенный проект закона о занятости не описывает формат взаимодействия занятых с платформами — он лишь вводит понятия "платформенной занятости" и "самозанятости", а в остальном отсылает к отдельному закону, который будет принят в развитие положений текущего законопроекта. В этой ситуации принятие специального закона, который обсуждался с бизнес-сообществом в течение прошлого года, позволит окончательно закрепить особенный характер отношений цифровых платформ занятости, самозанятых граждан, а также их заказчиков, и разграничить их с трудовыми отношениями и иными формами занятости", - считает Евгения Арнаутова.
По ее словам, в конечном итоге законопроект будет способствовать развитию в России самозанятости, а через нее — предпринимательства в целом и прозрачности экономики.
Участник рынка, пожелавший остаться неназванным отметил, что небольшое опасение вызывает упоминание в законопроекте "постановки на учет" самозанятых граждан. "Данная процедура может стать обременительной и видится, что постановки на учет в качестве плательщика НПД достаточно (то, как сегодня люди могут стать самозанятыми). Деятельность самозанятых граждан с гражданско-правовой точки зрения будет расцениваться в качестве предпринимательской, становиться плательщиком НДС и налога на прибыль такие граждане явно не будут", - сказал собеседник ComNews.
В августе 2022 г. исследование, проведенное Strategy Partners, показало, что онлайн-платформы для самозанятых становятся основным каналом поступления работы и заказов. Для 86% участников этого рынка платформенная занятость является основным источником дохода.
В конце 2022 г. результаты исследования "Платформенная занятость" показали, что лишь треть самозанятых из креативных индустрий обращаются к онлайн-платформам при поиске заказов. Главными недостатками самозанятые из данных категорий называют демпинг, недостаточный учет специфики интеллектуального труда и практическое отсутствие мер защиты от недобросовестных заказчиков.
Ирина Приборкина