По итогам прошлого года из чуть более чем 30 млн реализованных в России 17% было продано через интернет, тогда как в 2018-м их доля составляла 14%. Об этом говорится в материалах GfK, с которыми ознакомились «Известия». В деньгах на интернет-магазины в 2019-м пришлось 20% продаж, годом ранее этот показатель составлял 17%. Всего в прошлом году в России было продано смартфонов на 495 млрд рублей.
При этом, по данным «М. Видео – Эльдорадо», спрос на эти гаджеты в интернете увеличился примерно на четверть как в штуках, так и в деньгах. На трех лидеров — Xiaomi, Samsung и Honor (суббренд Huawei) — приходится 60% штучных продаж смартфонов в Сети, отмечает представитель ритейлера. По его словам, в денежном выражении лидерство уверенно удерживает Apple, а в штучном — Xiaomi. Средний чек на такие телефоны в онлайн-канале в 2019 году составил почти 20 тыс. рублей, в целом по рынку — 16,5 тыс. рублей, добавил он.
— Сегодня покупки онлайн стали более удобными: в несколько кликов пользователь может найти подходящую модель, сравнить цены, оформить рассрочку и заказать смартфон с доставкой на дом. Кроме того, ритейлеры постоянно работают над улучшением логистической инфраструктуры, что существенно сокращает сроки доставки, — сказал «Известиям» вице-президент по продажам «Связного» Давид Борзилов.
В прошлом году продажи смартфонов через онлайн-розницу «Вымпелкома» увеличились в 1,5 раза — это направление будет расти и дальше, считает представитель оператора Анна Айбашева.
Онлайн заказывают преимущественно бюджетные устройства стоимостью до 15 тыс. рублей, отмечает представитель «М. Видео – Эльдорадо». Также в интернете охотно покупают флагманские девайсы от Apple и Samsung, в качестве которых пользователи полностью уверены, добавляет он.
Россияне оценили возможность экономить время и силы: в интернете заказывают не только смартфоны, но и крупную бытовую технику, еду, одежду, товары для дома и прочее, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его прогнозу, к 2024 году через интернет будут покупать около 35% смартфонов.
По словам источника, близкого к компании-партнеру нескольких производителей электроники, доля онлайн-продаж смартфонов некоторых брендов в общем объеме реализации их устройств значительно выше общерыночной. Например, через интернет в России продается 72% аппаратов Lenovo (Motorola), 54% — Nokia, 27% — Xiaomi. Связано это с тем, что в физической рознице они представлены слабо, отмечает сотрудник одного из ритейлеров.
Компании, работающие исключительно онлайн, не тратятся на аренду торговых площадей и зарплату продавцам-консультантам, поэтому ценники на одни и те же модели у них могут быть на 30–40% ниже, чем в офлайн-магазинах, рассказывает руководитель проекта Content Review Сергей Половников. Но онлайн-ритейл привлекателен не только ценами: сейчас продавцы салонов связи натренированы на продажи высокомаржинальных аксессуаров и услуг, в выборе телефона на них лучше не полагаться, утверждает эксперт. По его словам, распространенная на сегодняшний день модель приобретения смартфона такова: покупатель выбирает, заказывает и зачастую оплачивает аппарат в интернете, а в салон приходит только забрать заказ.
О том, что многие граждане начинают выбор гаджета с интернета, а завершают покупку в розничном магазине, говорит и представитель «М. Видео – Эльдорадо». Если покупателю требуется лично протестировать смартфон, в магазинах ритейлера доступны выделенные телеком-зоны с открытой выкладкой, рассказывает он.
Несмотря на все преимущества онлайн-покупок, 83% смартфонов в РФ в прошлом году, как свидетельствуют данные GfK, все-таки были проданы в традиционной рознице. Части покупателей по-прежнему важен живой пользовательский опыт, считает Анна Айбашева из «Вымпелкома». Но эта культура потребления будет меняться с изменением привычек граждан, прогнозирует она.
Перед совершением покупки пользователю хочется подержать товар в руках, получить консультацию, рассуждает Давид Борзилов.
Большинство смартфонов до сих пор продается в физической рознице из-за того, что покупатели привыкли самостоятельно всё пробовать, примерять, рассматривать и тому подобное, отмечает Сергей Половников. Покупки через интернет зачастую дискомфортны для людей старшего поколения, утверждает он. Играет свою роль и определенное недоверие к интернет-магазинам: многие потенциальные покупатели до сих пор опасаются, что им привезут заведомо неисправный товар, на него не будет действовать гарантия, продавец потом бесследно исчезнет, перечисляет эксперт.
Иногда такие опасения небезосновательны. Например, в начале февраля СМИ сообщили о проблемах, возникших у пользователей смарт-телевизоров Samsung в России, Белоруссии и Молдавии, напоминает Сергей Половников. У пользователей не включались некоторые функции, поскольку ТВ не были предназначены для продажи в этих странах, а производитель по географическому принципу блокирует определенные опции, объясняет он. По словам эксперта, подобные «серые» поставки — одна из проблем небольших интернет-магазинов.
Валерий Кодачигов