По следам Geek Picnik. Петербург накормили технологиями будущего

Две недели назад в Петербурге прошел Geek Picnik – фестиваль, пропагандирующий технологии, науку, искусство и развлечения будущего. Когда поутихли досужие обсуждения, касающиеся людей-киборгов, андрогинных роботов и прочих диковинок, которыми изобиловал Елагин остров 20-21 июня, наступило время подвести итоги «серьезной» части мероприятия – а именно лекций. SPbIT.ru подготовил обзор наиболее интересных выступлений, так или иначе касающихся современных информационных технологий.

Для начала нужно отметить, что, несмотря на явное превалирование в программе Geek Picnic развлекательного, тусовочного контента, организаторы уделили большое внимание и той его части, которая была предназначена для специалистов. Многие лекции докладчиков собирали более сотни слушателей и, судя по активному диалогу спикеров с аудиторией, затрагивали действительно злободневные темы.

Интернет Вещей

Управляющий партнер венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine Сергей Фрадков постарался обобщить информацию об Интернете Вещей (IoT) и рассказать о том, какие виды разработок в этой отрасли будут особенно востребованы инвесторами.

Сегодня большинство людей выходит в Интернет не с компьютеров, а со смартфонов и планшетов. Дальнейшее развитие технологий связано с подключением Интернета к другим предметам — для общения между машинами и вещами. Еще в конце прошлого века было предсказано, что к 2020 году количество подключенных к Интернету вещей превысит десятки миллиардов. Скоро, действительно, таких устройств будет больше, чем ПК, смартфонов и планшетов вместе взятых. Множество домов будут иметь встроенный Wi-Fi, датчики будут установлены в машины, домашние и носимые на теле устройства, ТВ и другие приборы. Соответственно, для инвесторов и стартапов это хорошая возможность создать что-то действительно полезное и на этом заработать. Это могут быть сами устройства, ПО для их соединения и обработки собранных данных.

Главный фактор, позволяющий расширить количество подключенных к Интернету устройств, — непрерывное снижение стоимости датчиков. Новых вариантов использования датчиков IoT в бизнес-процессах компаний – таких, как  определение поломки прибора до выезда мастера в сервисном центре, - все больше и больше. Практически все крупные компании, которые производят бытовую технику или операционные системы, будут поддерживать эту технологию: так, Google планирует выпустить ОС для IoT. И, разумеется, инвесторы увеличивают инвестиции в компании, занимающиеся Интернетом Вещей — например, та же Google купила производителя термостатов Nest. Бизнес видит в Интернете Вещей экономию электроэнергии и многие другие преимущества. Первые отрасли, где будет активно внедряться (и уже внедряется) технология IoT — логистика и медицина, интересное применение она находит в робототехнике для дома или сельского хозяйства.

Эксперт по стратегическим технологиям Microsoft Russia Александр Белоцерковский
и Управляющий партнер венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine Сергей Фрадков

Александр Белоцерковский, эксперт по стратегическим технологиям Microsoft Russia, в докладе «Windows на платах, облачные холодильники и то, как мы это делаем» рассказал об опыте работы с Интернетом Вещей компании Microsoft.

По его словам, причинами того, что понятие Интернет вещей, придуманное еще в 1999 году, получило развитие только сейчас, являются удешевление стоимости сенсоров, коммуникаций и обработки данных, появление и распространение смартфонов, широкое покрытие мобильной сети и метод адресации устройств IPv6. Все эти технические достижения способствуют тому, что в Интернет может «выйти» практически любая вещь. Естественно, для разработчика устройств и ПО это означает финансовую прибыль, повышение отдачи от существующих ресурсов и новые сценарии развития.

Александр продемонстрировал, как работают «умные» тостер, кухонная плита и холодильник, присоединенные к компьютеру и выполняющие различные действия по команде: включение, установка программы стирки, степени зажарки тоста и т. д. Самым интересным кейсом был совместный проект компаний Microsoft и Fujitsu, которые оснастили различными датчиками фермерское хозяйство, в том числе коров.

Microsoft делает Интернет Вещей при помощи облаков Azure, различных инструментов (HoloLens, Band), а главное — нового подхода к операционной системе. «В 2011 году мы начали объединение нескольких ОС на нескольких форм-факторах (Windows Phone, X-Box, Windows Embedded, десктопная версия) внутри одного ядра. Первое наше приложение, которое работало с одинаковой кодовой базой на всех платформах, - Internet Explorer. В 2015 году будет выпускаться единая версия Windows 10, разделенная на несколько редакций, одна из которых будет называться Windows 10 IoT», - рассказал спикер.

Гаджеты

Денис Котов, основатель и генеральный директор петербургской книжной сети «Буквоед», определил место книги в мире будущего так: «Книги — упорядоченная часть человеческого опыта, этим они отличаются от «потока сознания», который мы наблюдаем в Интернете. На мой взгляд, через 100 лет отстанутся только те люди, которые будут понимать, зачем они читают, так как остальные полностью уйдут в Интернет. Тогда чтение для многих будет непозволительной роскошью. Сейчас каждый может определить для себя мотив к чтению для себя и своих потомков».

Книжная индустрия, как показал докладчик, не стоит на месте и собирается конкурировать за внимание читателя с электронными гаджетами, делаясь все более элитарной. Появляются новые формы изданий, которые уже выпускают в свет — от детских книг с музыкальным сопровождением до формата Flipbook или книги, выполненной в форме стильной сумочки.

Генеральный директор книжной сети «Буквоед» Денис Котов
и product-дизайнер Aviasales Марк Мартемьянов

Марк Мартемьянов, product-дизайнер Aviasales и куратор Креатива на ИКРЕ («Интерактивные коммуникации в рекламе») в Петербурге напомнил слушателям историю развития коммуникаций на примере мобайла: от пейджера к личному доктору. Основными этапами эволюции стали пейджеры, большие мобильные телефоны, wap, КПК, игры, камера в телефоне, Touch Screen, приложения, Android с открытим кодом, утилиты (калькулятор и пр.), приложения для фитнесса, экосистемы (интегрированные продукты Apple, Google, Facebook), анонимность, искусство (приложение Glitch), сервисы (автоматизация различных функций - Uber и др.), носимые на руке гаджеты и устройства для здоровья, платежные системы, виртуальная реальность, мессенджеры, интеграция.

Наконец, создатель проекта VRLF Иван Мартынов рассказывал об устройствах виртуальной реальности, рисках для социума и индивида и способах монетизации. К слову, совсем недавно Иван выступал на другом крупном петербургском мероприятии – слете ИТ-сообществ IT Global Meetup.

Общение, социальные сети

«Почему соцсети знают все ваши тайны и это хорошо?» Этот вопрос был вынесен в заглавие доклада основателя агентства Feedback Media Павла Гурова. По его словам, рекламные инструменты социального Интернета многие понимают примитивно. Социальные сети — мощный механизм, позволяющий делать рекламу деликатно и направленно. У большинства пользователей укрепилось представление о рекламе как о чем-то назойливом, кричащем, ярком и предлагающим что-то ненужное. Новая рекламная парадигма — концепция «разрешительного маркетинга» (Permission Marketing), сформулированная бывшим вице-президентом Yahoo Сетом Годином: предлагать именно то, что потребителю нужно.

В социальных сетях активно используются механизмы, позволяющие определить интересы пользователя и, исходя из этого, предлагать ему те или иные товары и услуги — начиная с личных данных и информации о родственниках, заканчивая анализом его передвижений и «лайков». У каждой площадки при этом есть разные методы — например, говорят, что Facebook покупает кредтные истории пользователей, чтобы определить косвенные параметры кредитоспособности. 

«Иногда люди приходят в ужас от этого, но мне как рекламисту кажется, что такой подход лучше, чем вешать большой никому не нужный баннер, показывающий все для всех, - подвел итог Павел. - Если использовать рекламу грамотно, то пользователи даже будут ей благодарны. И если у кого-то остаются иллюзии по поводу того, что профиль в социальных сетях — это игра, разочарую: это давно уже не так. Все работники HR знают, что профиль пользователя в соцсетях значит гораздо больше, чем его резюме».

Основатель агентства Feedback Media Павел Гуров
и креативный директор Viber Россия Антон Реуцкий

Креативный директор Viber Россия Антон Реуцкий повел разговор о новейшей истории коммуникаций: «При всем многообразии технологий, при всем невероятном развитии человечества более 600 млн пользователей Viber почему-то практически каждый день отправляют друг другу котиков». Докладчик объяснил, каким образом простое, теплое человеческое общение, посиделки с друзьями на кухне и т. д. изменились за последние несколько лет.

Развитие технологий и устройств связи привело к изменению человеческого поведения, к спокойному восприятию массивов данных. Процесс перелистывания интернет-страниц становится медитативным. «Раньше люди выходили выкурить сингарету — сейчас они достают сотовый телефон, и у них начинается медитация. Процесс восприятия большого информационного потока близок к тому, чтобы стать неосознанным. Происходит трансформация коммуникаций между нами. Медитативный процесс поглощения информации не отпускает нас даже тогда, когда мы пытаемся информацию поглощать более-менее целенаправленно», - замечает Антон. Новые медиа замещают старые, трансформируют их под свои нужды. Это видно, скажем, по тому, как сжато преподносится теперь новостная информация на телеканалах — это следствие конкуренции с Youtube. 

В современных коммуникациях с их стремлением к сжатости и лаконичности, с невероятным ускорением жизни большую роль играет передача эмоций и переживаний в тексте — то, что как раз осуществляется за счет смайликов, «эмодзи», стикеров или котиков. За этой маленькой картинкой стоит точно и четко разработанная эмоция. «Через котиков, при помощи которых каждый может выразить себя, мы приходим к некоторой системе невербальных координат в коммуникациях», - резюмирует спикер.

Наконец, иллюстратор из студии Лебедева Андрей Кузнецов провел мастер-класс по интернет-мемам и комиксам, показав на собственном примере, как происходит создание иллюстраций, которые впоследствии становятся интернет-мемами.

Обучение

С современными технологиями связан и процесс современного образования. Руководитель онлайн-школы городских предпринимателей Vector Дмитрий Абрамов представил доклад «Образование как медиа: как сегодня выглядят знания», где речь шла о том, как меняется процесс обучения в связи с новыми технологиями и новым языком, на котором мы общаемся с миром и друг с другом.

Прежде всего, существуют новые интересные форматы мероприятий. PechaKucha — международный некоммерческий формат мини-конференций, родившийся в Японии: у каждого выступающего есть ровно 20 слайдов и по 20 секунд на каждый слайд. В Москве этот проект существует уже 5 лет. CreativeMornings — лекции-завтраки для творческих профессионалов, которые проходят раз в месяц утром по пятницам.

Онлайн-образование — сфера, которая интересует сегодня многих. При этом, как заметил Дмитрий, образование очень медленно меняется. Объективные причины этому связаны с тем, что менять систему, особенно на государственном уровне, проблематично. Есть источник знаний и принимающая сторона (студенты), которая чаще всего в одностороннем режиме получает знания. После изобретения книгопечатания в образовании ничего принципиально не менялось. Но сейчас происходит вторая большая «революция», которая связана с Интернетом и онлайн-знаниями. Флагманом в этой области в какой-то момент стал проект Coursera, где зарегистрировано уже более 13 млн. человек. Набирает популярность российский просветительский проект «Арзамас».

Впечатления

Как уже упоминалось, абсолютное большинство посетителей Geek Picnik пришли на фестиваль посмотреть на киборгов, огромную корежащую автомобили робо-руку и прочие свидетельства прогресса технологий. Тем не менее, и научная часть мероприятия получила должное внимание.

Кристиан Ристоу и его робо-рука, а также другие представители роботов

В этом смысле небольшим разочарованием для посетителей фестиваля оказался павильон «Умного дома», организованный ИТМО. Оказалось, что больше половины представленных там студенческих разработок к «Умному дому» имели самое отдаленное отношение. А в длинной очереди, жаждущей посмотреть «уникальные» изобретения для дома будущего, в пиковые часы можно было потерять больше часа.

Также необходимо упомянуть, что на фестивале Geek Picnik было запущено уникальное приложение, позволяющее посетителям праздника ориентироваться в пространстве и получать информацию об объектах с помощью новой технологии Bluetooth LE (low energy) и маячков iBeacon. Маячок постоянно раздает сигнал, который идет на телефон, после этого приложение шлет запрос на сервер, где обрабатывается информация. Виталий Берзон, директор по стратегическому развитию компании DevPocket – разработчика данной системы, – рассказал что его компания первая в России смогла оснастить большую территорию маячками iBeacon, и теперь данная технология будет применяться на других крупных мероприятиях. Кроме того, ее можно использовать для любой индор-навигации – например, в ритейле, музеях, логистике.

* * *
Корреспондент SpbIT.ru побеседовал с заместителем директора по внешним связям и развитию ЦПКиО им. Кирова Мариной Бережной.

Как Geek Picnik вписывается в программу ЦПКиО?

– Фестиваль проходит на Елагином острове уже третий раз, поэтому мы воочию можем наблюдать его продуктивный и качественный рост. Каждый раз он нас удивляет и безгранично вдохновляет.  Несомненно, в летней программе ЦПКиО это одно из главных событий.

Парк выступает в данном случае принимающей площадкой и партнером фестиваля. Администрация Елагина острова тщательно отбирает мероприятия для проведения на своей территории. Мы смотрим на новизну идеи мероприятия, его стилистику, актуальность времени, но главное внимание, конечно, уделяем  вопросу сохранности исторического парка.

Устроителям Geek Picnik мы оказываем содействие в монтажных и демонтажных работах, а также в определенных вопросах PR и практики организации на месте.

Заместитель директора по внешним связям и развитию ЦПКиО им. Кирова Марина Бережная

– Современные технологии - как они прививаются в парке?

– Около двух лет назад благодаря специальной городской программе с участием одного из провайдеров Петербурга в ЦПКиО появились девять зон покрытия Wi-Fi. Этот проект был связан со сложными техническими работами, в том числе с прокладкой кабеля по дну Невы. Сейчас сетью Wi-Fi можно воспользоваться в основных зонах посетительской активности — в центральной части парка, на Зеленом пляже, вокруг кафе и двух мостов.

Что касается других технических новшеств, мы работаем над несколькими проектами, направленными на комфорт пребывания посетителей, - такими, как бесплатная зарядка телефона. Однако ЦПКиО — памятник федерального значения и особо охраняемая природная территория, поэтому каждая подобная инновация должна быть определенным образом согласована. На ближайшую перспективу - в задумке находится создание специализированных приложений, которые позволят в интересной форме изучать историю Елагина острова и его объектов.

* * *
Несколько вопросов удалось задать и идеологу фестиваля Geek Picnic Николаю Горелому.

– Как вы для себя определили задачи проекта Geek Picnic, помимо развлекательной?

– Geek Picnic — это глобальное окно в новый мир. Мы не ставим задач по поиску инвесторов или создания какой-то инфраструктуры. Мы формируем и приближаем образ будущего, которое нам нравится, и воссоздаем атмосферу научного, технологического и культурного прогресса, стараемся вовлечь в активное участие в мероприятии большое количество горожан. Geek Picnic – место, где возникают новые знакомства, технологии и стартапы.

– Возможно ли скорое повсеместное распространение представленных сегодня в ЦПКиО технологий?

– Несколько лет назад практически не было компаний, занимающихся 3D-печатью или виртуальной реальностью. Сейчас существуют уже десятки компаний, в том числе есть российские разработки 3D-принтеров и даже очков виртуальной реальности. То, что сегодня кажется нам удивительным, через пару лет запускается в производство. Есть много примеров, когда компании приходили на Geek Picnic с небольшой идеей, которая потом воплощалась в проекте.

Идеолог фестиваля Geek Picnic Николай Горелый

– Человек ближайшего будущего будет носить маску и очки виртуальной реальности, полностью отгородившись от мира?

– Разумеется, нет. Очевидно, что формат развлечений будет так или иначе связан с виртуальной реальностью. Погружение в виртуальный мир будет применяться в фильмах, играх, образовании. Однако технологии должны быть антропоцентричными, удобными для человека, а носить на голове маску явно неудобно. Даже Google Glass пока не востребованы, человек оказался не готов к небольшому компьютеру с видеокамерой на очках.

Можно представить, как будет выглядеть технологическое развитие: все, что неудобно и не связано с естественной средой обитания человека, выживать не будет. А приживутся, скорее всего, дополнительные сенсоры или возможности для улучшения собственного тела, с помощью которых мы сможем, например, управлять компьютером: нейроинтерфейсы, гаджеты, часы.

– Раньше технологии шли впереди гаджетов (та же связь 4G, под которую долгое время почти не было устройств). Теперь, выходит — наоборот?

– На самом деле, ничего не изменилось. Для создания нового устройства важно, чтобы технологии обеспечивали низкую стоимость и эффективность продукта. Например, компания MediaTek Labs создает чипы, позволяющие изобретателям, инженерам и небольшим командам разработчиков создавать гаджеты - но без этого микрочипа сделать подобное устройство нереально. Сначала идет уменьшение процессов производительности и увеличение функционала чипа, потом на этой базе развивается стартап.

– Расскажите, пожалуйста, о будущем фестиваля Geek Picnic

– Geek Picnic — это дух 21 века, мы формируем сообщество вокруг идеи научно-технического прогресса. Люди по всей земле мыслят о завтрашнем дне, мечтают, творят, создают. Мы хотим сделать мероприятие международным и проводить его в разных странах. Следующий Geek Picnic пройдет в Иерусалиме, а дальше — посмотрим. В Петербурге он также продолжится в следующем году.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Интернет, Рынок ПК, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: гаджеты, Geek Picnic