Сейчас такие уведомления направляет налоговая служба заказными письмами по почте либо в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН). Законопроект с 1 января 2024 г. предоставляет гражданам, имеющим подтвержденную учетную запись в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), получать такие уведомления и другие документы через личный кабинет на портале "Госуслуги" без их направления по почте.
Соотношение налоговых уведомлений, направленных по почте, к налоговым уведомлениям, размещенным через ЛКН, составило в 2019 г.: по почте - 76,1%, через ЛКН - 23,9% (16,9 млн налоговых уведомлений); в 2020 г.: по почте - 72,5%, через ЛКН - 27,5% (19,1 млн налоговых уведомлений); в 2021 г.: по почте - 66,4%, через ЛКН - 33,6% (22,5 млн налоговых уведомлений).
"Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на подготовку, франкирование и пересылку почтовых отправлений в рамках массовой печати документов налоговых органов (в том числе налоговых уведомлений), в 2018 г. составил 2,9 млрд руб., в 2019 г. - 3,2 млрд руб., в 2020 г. - 3,3 млрд руб., в 2021 г. - 3,6 млрд руб., - сказано в пояснительной записке к законопроекту. - При этом ежегодное увеличение тарифов на пересылку внутренней почтовой корреспонденции приводит к постоянному увеличению бюджетных расходов на пересылку налоговых уведомлений. Так, ежегодный рост тарифов на почтовую пересылку документов налоговых органов (по отношению к предыдущему году на пересылку заказного письма весом до 20 г) в 2018 г. составил 12,2% (54,28 руб. за одно почтовое сообщение), в 2019 г. - 10,5% (60 руб. за одно почтовое сообщение), в 2020 г. - 8% (64,8 руб. за одно почтовое сообщение), в 2021 г. - 5% (68 руб. за одно почтовое сообщение)".
По информации Минцифры России, в ЕПГУ с подтвержденной учетной записью ЕСИА зарегистрировано 86 млн граждан, что существенно больше количества пользователей ЛКН.
Законопроект предусматривает, что передача документов, содержащих сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну, будет проходить с согласия получателя. Если со временем гражданин передумает получать такие уведомления через портал госуслуг, он сможет направить в налоговый орган соответствующее уведомление.
Технический директор HFLabs Никита Назаров отметил, что личный кабинет налогоплательщика существует с 2009 г., с того же момента электронные налоговые уведомления доставляются в него.
"Более того, на портале можно авторизоваться с помощью аккаунта "Госуслуг" (ЕСИА). По состоянию на 2021 г., почтой отправлено 66,4% налоговых уведомлений (45 млн), через личные кабинеты - 33,6% (22,5 млн). При этом пользователей ЕСИА больше, чем физических лиц, которые используют личные кабинеты в ФНС. Отсюда и желание перевести большее количество пользователей на электронное взаимодействие с помощью ЕПГУ. Повышается ли риск утечки данных от того, что теперь это уведомление представлено не только в ЛК ФНС, но и на "Госуслугах"? Математически да, но в действительности на "Госуслугах" и так содержится такое количество персональных данных и услуг, связанных с ними, что повышения реального риска я не вижу. Он и так максимально возможный. В бюджете на 2021 г. было заложено 3,6 млрд руб. на почтовую отправку налоговых уведомлений, при этом стоимость услуг "Почты России" растет в среднем на 8% в год. Так что в перспективе она может лишиться приятной суммы", - прокомментировал он.
Специальный советник по налоговым вопросам коллегии адвокатов Pen & Paper Андрей Локис пояснил, что, как следует из текста законопроекта, электронные письма будут направляться гражданам только при наличии согласия налогоплательщика, выраженного в уведомлении о представлении таких документов с использованием единого портала.
"Кроме того, положения указанного законопроекта предусматривают проработку положений, регулирующих возможности передачи сведений, составляющих налоговую тайну, в электронном виде через единый портал. При таких условиях и сохранении положений законопроекта при окончательной публикации принятого Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ" со всеми поправками, в случае, если будут исключены утечки персональных данных либо будет исключено некорректное их использование, в том числе с последующими утечками, то у граждан не будет оснований обращаться в суды. При этом в случае возникновения неправомерной утечки информации у лица, персональные данные которого утекли в открытый доступ, есть две гражданско-правовые формы защиты прав в судебном порядке. Это возмещение убытков либо компенсация морального вреда. При этом субъект персональных данных может обращаться одновременно с двумя этими претензиями. Однако судебная практика показывает, что практически невозможно установить причинно-следственную связь между утечкой персональных данных и причиненными убытками, ввиду чего большинство подобных исков остаются без удовлетворения", - рассказал он.
Руководитель отдела анализа и оценки цифровых угроз Infosecurity a Softline Company Константин Мельников отметил, что увеличение рисков утечки данных с портала "Госуслуги" никак не связано с уведомлениями. "В теории риски могут возрасти, например, при интеграции портала с другой, сторонней площадкой, если процесс пройдет криво. Мы не считаем, что информация в уведомлениях крайне чувствительная. Мотив мошенника - финансовое обогащение, а что ему делать с информацией из уведомлений, не ясно. Также возникает вопрос, как технически мошенники собираются перехватывать сообщения, которые граждане будут получать на портале? Для этого придется ломать ресурс, однако тогда злоумышленников заинтересует другая, более чувствительная информация, а не простые уведомления", - полагает он.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов рассказал, что в последние годы услуги "Почты России" активно оцифровываются, благодаря чему доля выручки от них в общем объеме постоянно растет, а доля выручки от услуг почтовой связи (отправка письменной корреспонденции и посылок) снижается. "На официальном сайте "Почты России" последняя доступная финансовая отчетность компании по МСФО и РСБУ есть только за 2019 г. По сообщениям СМИ, за первое полугодие 2022 г. выручка от услуг почтовой связи составила 72,9 млрд руб. Однако стоит учитывать, что выручка "Почты России" носит сезонный характер и во втором полугодии обычно выше, чем в первом. А также необходимо понимать, что в статью доходов услуг почтовой связи входит не только отправка письменной корреспонденции, но и отправка посылок, поэтому ее необходимо разделить на две статьи доходов, но в какой пропорции - нам неизвестно. Поэтому можно сделать вывод, что выручка от отправки налоговых писем граждан может сильно варьироваться от 50 млрд до 100 млрд руб. в год. Более точно можно сказать, когда компания выпустит подробный финансовый отчет и покажет доходность услуг почтовой связи в разрезе по сегментам", - прокомментировал аналитик.
Юлия Мельникова