«Почта России» с конца апреля запускает услугу «Посылка онлайн» для региональных интернет-магазинов. Эксперты неоднозначно оценивают перспективы развития этого направления как минимум в ближайшей перспективе. А конкуренты считают, что каждый пятый интернет-продавец не сможет воспользоваться этой услугой, так как не подтвердит обязательный объем отправлений.
«Почта России» расширяет границы такого сегмента бизнеса, как «Посылка онлайн». Сейчас такой сервис доступен лишь для тех интернет-торговцев, которые базируются в столице, но с конца апреля услуга станет более доступной. Ею могут воспользоваться представители e-commerce из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе «Почты России».
Как отмечают в почтовой компании, сервис разработан специально для интернет-торговли: посылки до 5 кг отправляются в другие города по фиксированным тарифам (от 99 рублей с НДС до 389 рублей) и с жесткими сроками доставки (в среднем до четырех дней в зависимости от пункта назначения), в отличие от обычных посылок.
— Отправления проходят приоритетную обработку в сортировочных центрах, что позволяет пересылать их максимально оперативно, — говорят в пресс-службе «Почты России». — Получить же заказ можно как на пунктах выдачи, расположенных в обычных отделениях, так и курьером до двери.
По словам представителя компании, для того, чтобы воспользоваться услугой, к примеру, столичные интернет-торговцы должны были гарантировать минимум тысячу отправлений в месяц. Среднемесячный объем поставок в Москве составлял 417 тыс. посылок. Для региональных компаний минимум снижен до 200 посылок в месяц. По словам представителя компании, география доставки не изменилась, посылки можно будет отправить в 70 городов, на которые приходится более 85% рынка дистанционной торговли. По сути, изменился только базис отправки посылки.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет крупных игроков интернет-торговли) за 2015 год, доля «Почты России» в денежном обороте доставки товара на внутреннем и трансграничном рынках составила 25% и 51% соответственно. Остальное приходится на компании экспресс-доставки, курьеров, самостоятельное получение товара в магазине. В ассоциации уточняют, что приоритет «Почты России» — доставка посылок по всей стране, а экспресс-доставку ритейлеры используют на перемещение товара лишь на небольшие расстоянии.
По данным ассоциации, в 2015 году объем рынка интернет-торговли вырос на 7%, до 760 млрд рублей, из которых 71% приходится на продажи на внутреннем рынке. Самые распространенные покупки — одежда и обувь, электроника и бытовая техника (почти 70%). На Москву и Санкт-Петербург приходится 55% компаний e-commerce, остальные в крупных региональных городах, подсчитали в АКИТ.
В Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) оценивают долю «Почты России» в доставках на внутреннем рынке в 2015 году около 50%, при том, что в 2014 году она была на уровне 40%.
— Основной фактор, который повлиял на ее увеличение, — запуск услуги «Посылка онлайн», — отмечает председатель НАДТ Александр Иванов.
По его словам, появление такой услуги для регионов, вероятно, спровоцирует увеличение ее потребителей по стране. Однако в ближайшей перспективе это вряд ли ощутимо скажется на доле «Почты России» в доставках, ведь все крупнейшие представители e-commerce находятся в Москве.
К тому же в центре исследований «СПСР-Экспресс» (один из крупнейших игроков на рынке экспресс-доставки) обращают внимание на то, что «крупногабаритные грузы такой посылкой уже не доставишь». В центре компании считают, что ограничение по минимальному количеству отправлений не позволит воспользоваться услугой интернет-магазинам, генерирующим около 20% отправлений всего российского рынка e-commerce. То есть почти каждому пятому интернет-продавцу.
По словам экспертов центра, сегодня доля «Почты России» в доставках для e-сommerce составляет 45%, большая доля приходится на другие виды доставки, в том числе экспресс-перевозчиков. При этом, отмечают в центре, сегодня рынок доставки растет за счет развития услуг для потребителей: количество заказов в российских интернет-магазинах в первом квартале 2016 года выросло более чем на 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
— В Москве и некоторых других городах растет количество предложений с доставкой в течение одного-трех часов, на этом фоне два-три дня доставки у «Почты России» «экспрессом» не выглядят привлекательными, — резюмирует основатель исследовательского агентства Data Insight Борис Овчинников.
Евгения Перцева