«Как человек новой команды менеджмента компании, могу позволить себе сказать, что в прошлогоднем почтовом коллапсе таможня совершенно не была виновата. Проблемы начались еще в конце ноября 2012 года, когда в Шереметьево начали скапливаться международные отправления», — рассказал в беседе с РБК daily г-н Скатин. Решить проблемы пытались следующим образом: все грузовики компании, у которых было разрешение на въезд в таможенную зону аэропорта, стали забивать посылками. Сами машины продолжали простаивать без дела. «В какой-то момент кончились грузовики, после чего кончились площади в Шереметьево. К середине апреля прошлого года там скопилось более 500 т отправлений, в связи с чем и было объявлено эмбарго на прием международной корреспонденции», — напомнил замгендиректора предприятия.
Сегодня, по его словам, логистическая система перестроена таким образом, что подобные коллапсы исключены. Однако отношения с Федеральной таможенной службой оказались подпорчены. Признание собственной вины, по мнению г-на Скатина, помогло исправить ситуацию: «Если говорить о взаимодействии с ФТС, сейчас оно максимально конструктивно».
Одной из ключевых задач, которую пришлось решать бывшему главному логисту «Балтики» (в пивоваренной компании г-н Скатин проработал около 12 лет), стала борьба с так называемыми бутылочными горлышками, главное из которых как раз располагалось в Шереметьево. «Те площади, которые там были выделены под обработку корреспонденции, вообще не соответствовали потокам отправлений, которые шли через аэропорт. В прошлый новогодний сезон задержка доставки почты была не меньше месяца, посылки пролеживали на сортировочных узлах в среднем по 20 дней, — вспоминает г-н Скатин. — В эти праздники благодаря усилиям различных служб предприятия и сотрудников ФТС мы ни разу не вышли из нормативных 48 часов. При том что год назад за сутки прилетало около 102 тыс. отправлений, а сейчас — более 224 тыс. штук (рост 120%)».
Сегодня, по данным компании, на Москву приходится 75% от всех приходящих в страну посылок, около 8% «оттянули» на себя новые логистические центры в Новосибирске и Екатеринбурге, открытые осенью прошлого года. «Остаток приходится на Самару, Брянск и Владивосток, где у «Почты России» были ММПО и раньше», — объяснил замгендиректора «Почты России».
Логистические центры на Казанском вокзале и во Внуково, по его словам, серьезно помогли работе компании в этот праздничный сезон. «Учитывая, что во Внуково впервые совмещена таможенная очистка почтовых отправлений с автоматизированной сортировкой, производительность этого объекта в три раза выше, чем у других мест международного почтового обмена. Нам удалось запустить этот объект в максимально сжатые сроки, и это стало ключевым элементом успешного прохождения пикового периода», — считает г-н Скатин. Всего на модернизацию логистики в 2013 году компания потратила более 5 млрд руб.
Президент Ассоциации развития электронной коммерции Герман Клименко рассказал РБК daily, что многие члены его организации уже отметили позитивные изменения в работе «Почты». «Действительно, прогресс в работе предприятия очевиден. Многие из моих друзей и партнеров делали покупки в интернет-магазинах перед Новым годом и ходили получать свои посылки даже 31 декабря. А вообще было бы странно и жутко обидно, если бы мы весь прошлый год смеялись и глумились над «Почтой России», а они бы ничего со своими подходами к работе не сделали», — иронизирует г-н Клименко.
В планах на 2014 год у «Почты» — создание системы мониторинга движения всей почты. «Сегодня у нас фактически нет возможности за секунды определять потоки корреспонденции между двумя точками. Такую информацию можно запросить и через несколько часов получить соответствующую сводку. Данная разработка позволит отслеживать все потоки в режиме реального времени», — уверен г-н Скатин. Конкурс на разработку системы в начале декабря 2013 года выиграла ЗАО «Ланит», состоящая в партнерских отношениях с одним из крупнейших в мире разработчиков программного обеспечения — американской компанией Oracle. За проведенную работу «Почта России» готова была платить 27 млн руб., «Ланит» предоставит свои услуги более чем в два раза дешевле — за 12 млн.
«Система мониторинга даже на базе действующей инфраструктуры позволит нам улучшить показатель качества доставки почты. До конца первого квартала мы должны подключить к новой системе ключевые сортировочные центры и все почтамты, а к июлю к системе добавятся и практически все отделения почтовой связи», — резюмирует г-н Скатин.
Евгений Красников