Суть проекта «Почтовый туризм» заключается в том, что на специально созданном сайте pochta-travel.ru предлагаются уникальные маршруты для путешественников. Эти маршруты разработаны на основе данных о малоизвестных достопримечательностях страны, при участии профессиональных гидов из Ростуризма, и проиллюстрированы фотографиями, завоевавшими призовые места в конкурсе РГО «Самая красивая страна».
Директор макрорегиона Северо-Запад акционерного общества «Почта России» Дмитрий Серебренников рассказал об этапах создания проекта. В основу идеи легли данные о том, что по всей стране сегодня действуют более 38 тыс. почтовых отделений, из которых две трети расположены в малонаселенных и труднодоступных уголках. Туристическими агентствами там активно рекламируются только известные достопримечательности. Но водители почтовых автомобилей, ежедневно проезжающие по дорогам, где встречная машина – редкость, могут знать о каких-то особенных, широко не известных и аутентичных объектах. Миссию проекта его создатели видят в том, чтобы обратить внимание людей на знакомые места в новом ракурсе или вдохновить на новые маршруты, совместив популярные туристические направления с маршрутами Почты России, протяженность которых сегодня составляет 2,3 млн. км.
«Мы особенно рады тому факту, что из трех первых пилотных регионов – Карелия, Мурманск, и Приморский край – два расположены на Северо-Западе», - отметил Дмитрий Серебренников. С помощью инструментов обратной связи были объединены сведения почтальонов, операторов почтовой связи, водителей почтовых грузовиков, и на основе этой агрегации были разработаны первые маршруты, которые уже предлагаются на сайте. Пока на три региона приходится всего восемь маршрутов: «Сияние севера» и «Тайны северных морей» в Мурманской области, «Почтовый Владивосток», «Земля тигров и древних племен», «Загадки природы и древних цивилизаций» в Приморском крае и «Карелия за 2 дня», «Между Онежским и Ладожским» и «Из сердца Карелии к Белому морю» в республике Карелия. Но уже есть понимание, на основе каких достопримечательностей будут строиться дальнейшие маршруты.
С точки зрения контента создатели стараются не опираться на массовые стереотипы и выбирают малых предпринимателей, ремесленников и различные мастерские. Например, в Карелии это современный арт-объект «Долина зайцев», а в Приморском крае – гончарная мастерская «Жар-птица». Также в число объектов, которые рекомендованы на сайте к посещению, включены здания почтамтов и отреставрированных старинных почтовых отделений. Сайт подсказывает отделения, как места, откуда можно отправить открытку друзьям, но помимо этого в некоторых отдаленных районах они – едва ли не единственные места, где можно закупить продукты, оплатить штраф, приобрести местную SIM-карту или пополнить баланс сотового телефона. Также именно там, по словам директора макрорегиона, можно узнать обо всех достопримечательностях этого края.
На следующей стадии проекта планируется добавить еще три региона, а всего за год их должно добавиться пятнадцать. На Северо-Западе туристические маршруты будут продвигать в Архангельске, Калининграде и Санкт-Петербурге. Целевая аудитория этого проекта – люди с активной жизненной позицией в возрастной категории до 40-45 лет. В рамках экскурсий, доступных на сайте, уже сейчас можно заказать индивидуального гида.
Директор департамента исполнительной дирекции «Русского географического общества» Константин Мицкус рассказал о том, что РГО объединяет людей, неравнодушных к экспедициям и путешествиям, с 1845 года, имеет 85 региональных подразделений и штаб-квартиры в Москве и Санкт-Петербурге.
Одной из важнейших задач исследователей новых территорий Константин назвал запечатление окружающей природы и достопримечательностей: если до изобретения фотографии этим занимались штатные художники, а позже с путешественниками поездки совершали профессиональные фотографы, то теперь практически любой может позволить себе сделать фотографии даже на телефон. Именно поэтому РГО позволяет каждому желающему отправлять свои фотографии удивительных мест на конкурс. В дальнейшем лучшие из присланных работ отбираются комиссией, состоящей из двух десятков профессионалов в различных сферах: режиссеров, фотографов, актеров. Они принимают решение о публикации выбранных снимков в альбомах РГО. Из этих коллекций и были заимствованы виды для открыток, которые можно сейчас отправить из почтовых отделений или увидеть на сайте. Сейчас в лимитированной серии открыток представлены виды 23 субъектов Российской Федерации, а к концу года планируется пополнить её изображениями из остальных регионов России.
Коммерческой составляющей в проекте нет – в первую очередь он несет функцию сохранения культурного исторического наследия, основной целью для себя обозначая возможность поделиться знаниями и неочевидными фактами. На сайте много информации о том, как именно организованы почтовые маршруты в данных районах, но продвигаться по ним путешественникам придется самостоятельно.
В то же время сайт способствует и маркетинговым целям «Почты России»: помимо напоминаний о возможности порадовать близких открытками из пунктов маршрута, туристам предлагается отправить почтой сувениры или даже часть багажа, застраховать жилье, оставленное без присмотра на время путешествия, а также сообщается о новых возможностях – например, отправить посылку получателю по номеру телефона, не зная его точного адреса.