За первый квартал текущего года, объем пошлин, выплаченных россиянами за покупки в не российских интернет-магазинах, приблизился к сумме в 200 миллионов рублей. Это в три раза больше показателя за тот же период в прошлом году. Информация прозвучала в кулуарах Арктического форума. По имеющимся данным рост небольшой, но приблизительно в три раза выше, чем за аналогичный период прошлого года, основываясь на данных «Почты России» и экспресс-перевозчиков. По некоторым данным средняя стоимость покупки по основному объему заказов не доходит до 200 евро.
Текущий год начался с ввода новых правил и теперь за ввоз заграничных интернет-покупок россияне обязаны уплатить пошлину, в случае если стоимость посылки дороже 500 евро. Это суммарная стоимость на все заказы от одного лица в течение месяца, также общий вес доставляемого груза не должен превышать 31 кг. Ранее можно было ввозить интернет-покупки на сумму до 1 0000 евро и не оплачивать при этом сборов. К 2020 году и эту сумму понизят, и беспошлинно можно будет получить только покупки до 200 евро, одновременно ставка пошлины снизится с 30% до 15% от таможенной стоимости.
Данные о готовящемся законопроекте с резким снижением ставки, не облагаемой пошлинной, до 200 евро сразу же, поступали еще в апреле 2018 года. Но Минфин принял решение о снижение порога до 500 евро и перенёс его ввод с 1 июля 2018 года на 1 января 2019 года. Итогом реформ будет введение пошлин на все покупки в зарубежных интернет-магазинах, безотносительно стоимости, но эта мера вступит а силу не ранее 2020 года.
Начиная с 2010 года таможенные правила РФ гласили, что пошлина взимается с получателя зарубежных посылок в случае, если товар стоит более 1 000 евро или весит больше 31 кг. Объём взимаемого исчисляется по 30% ставке за превышение нормы по весу или цене (но не менее 4 евро за 1 кг). Поручение о снижении порога было направлено Владимиром Путиными ещё в 2013 году, а полученные таким образом доходы бюджета должны были быть распределены между инфраструктурными проектами в области ЖКХ. Тогда Минфин внес предложение снизить планку до суммы 150 евро, но Минпромторг настаивал на другой цифре — 500 евро. Минэкономразвития, в свою очередь, предложило сделать исключение по ряду товаров из сферы действия данной нормы. В итоге, портал Российская общественная инициатива собрал более 100 000 подписей от противников снижения этого порога, что привело правительство к мысли о целесообразности пересмотра действующих норм беспошлинной интернет-торговли.
Очередная дискуссия о снижении норм на беспошлинный ввоз началась в 2017 году. Звучали предложения облагать пошлиной товары стоимостью от 22 евро. Помимо этого предлагалось разработать механизм получения НДС с иностранных торговых площадок, взаимодействующих с россиянами. По сообщениям АКИТ 22 евро — непреодолимая планка для 61,4% покупок граждан России в зарубежных интернет-магазинах.
По сообщениям АКИТ от 2018 года, российский рынок розничной онлайн-торговли, годом ранее, в 2017, был оценен более чем в 1,04 триллиона рублей. Годовой темп роста находится на уровне 13%, тогда как в 2016 году он составлял 21%. По мнению специалистов, показатели снижаются, в том числе, в связи с замедлившимся ростом трансграничной торговли. Объем данного сегмента, в 2017 году, составил 374,3 миллиарда рублей, продемонстрировав годовой рост на 24%, при этом, в 2016 году темп роста был выше и доходил до 37%. Однако доля трансграничной торговли в российской электронной коммерции выросла за год с 33% до 36%.
Согласно отчету специалистов отрасли, по итогам 2018 года объем рынка электронной торговли в России составил 1,28 триллиона рублей. При этом доля трансграничной торговли в общем объеме дошла до 28,5% — 363 миллиарда рублей.
В 2017 году представитель АКИТ отметил, активность с которой иностранные интернет-площадки наступают на российский рынок онлайн-ритейла. При этом «Почта России» качественно изменила уровень доставки, а также обеспечила трекинг товаров из AliExpress. Все это влияет на увеличение спроса в России на зарубежные товары. К тому моменту 90% покупок россиян в иностранных интернет-магазинах совершались на китайских площадках, чаще всего это был AliExpress. Расположение сил, существовавшее на тот момент, помогло сохранить российским интернет-магазинам свои позиции только в сегменте крупной бытовой техники, из-за нерентабельности доставки крупных покупок из Китая.