Участники круглого стола «Модернизация процесса обучения в соответствии с потребностями рынка»
Модераторами круглого стола выступили главный редактор журнала IT-manager Ольга Попова и член правления союза ИТ-директоров Юрий Шойдин.
Модераторы Ольга Попова и Юрий Шойдин
В работе стола приняли участие представители ИТ бизнеса, высшей школы и органов государственной власти: Андрей Лихолетов– начальник отдела информационной компьютерной безопасности КИС, Юрий Захаров– первый заместитель директора СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр», ректор МЭСИ Наталья Тихомирова, Илья Горбунов – начальник управления-службы информационных технологий СПбГУ, Алексей Широких ИТ-директор Сколтеха, Владимир Салухов – руководитель учебного центра СПИИРАН, Михаил Куприянов – декан факультета компьютерных технологий и информатики ЛЭТИ. Кроме того, в ходе работы круглого стола выступили представители Cisco Russia, ГУАП, IBM и Red Hat.
Андрей Лихолетов обозначил одну из самых острых проблем, стоящих сегодня перед системой российского образования – это недостаток квалифицированных специалистов на рынке. Своим выступлением он задал вектор всей дальнейшей дискуссии на круглом столе. Ключевым вопросом, по которому шёл диалог собравшихся, стал следующий: как наладить взаимодействие в треугольнике бизнес – высшая школа – органы государственной власти таким образом, чтобы обеспечить подготовку вузами специалистов, востребованных на современном рынке труда.
Андрей Лихолетов – начальник отдела информационной
компьютерной безопасности комитета по информатизации и связи
Участники дискуссии отметили, что в последнее время вузы стали лучше осознавать, что нужно бизнесу. В целом происходит рост интереса университетов к высокотехнологичным и инновационным ИТ-продуктам для управления их деятельностью, оптимизации и актуализации процесса обучения.
Юрий Захаров (СПб ИАЦ) высказал весьма неожиданное и парадоксальное мнение. Он в негативном ключе высказался о таких специалистах, которые мигрируют с одного места на другое в поисках более оплачиваемой работы. В связи с этим он предложил работникам высшей школы уделять серьезное внимание воспитанию личности студента, культивировать преданность долгу перед коллективом и своим предприятием. Такая модель очень напоминает существующий в свое время подход в советской системе образования. Воплощение её в жизнь в современных рыночных условиях вызывает большие сомнения.
Юрий Захаров – первый заместитель директора СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»
Тем не менее, присутствие в образовательном процессе той или иной идеологии оправдано, этим и отличается процесс образования от простого получения знаний, – считает Андрей Лихолетов: «Вузы кроме осуществления самого процесса обучения, должны еще формировать и идеологию у студентов». Разумеется, необходимо, чтобы такая идеология была привязана к реалиям современной жизни.
Следующим вопросом, который обсудили присутствующие, стала проблема подготовки ИТ-руководителей. В ходе прений участники круглого стола попытались выяснить оптимальный рецепт выращивания руководителя из вчерашнего студента. В итоге все сошлись на мнении, что сразу подготовить управленца в чистом виде в вузе невозможно. Специалист должен получить минимальный опыт на конкретном предприятии, проявить свои организаторские навыки на месте своей работы и лишь затем у него может появиться возможность стать руководителем.
Практически все участники мероприятия в своих выступлениях озвучили мысль, что при подготовке современного специалиста, вузы должны постоянно находиться в обратной связи с работодателями, выстраивать процесс обучения в сотрудничестве с бизнесом.
Обсуждали актуальные тренды в современном образовании. Среди них, безусловно, это развитие массовых образовательных онлайн курсов (МООС), перемещение акцента в процессе обучения на индивидуальные образовательные траектории. Эти вопросы подробно осветила Наталья Тихомирова, ректор МЭСИ.
Наталья Тихомирова – ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики
Тем не менее, не стоит забывать и о рисках, которые несет в себе процесс тотального ухода высшего образования в онлайн. Так, Владимир Салухов, руководитель учебного центра СПИИРАН, поделился опасением, что потеря контакта с носителем знаний, преподавателем, в ходе тотального дистанционного обучения, будет одной из больших проблем будущего образования.
Владимир Салухов, руководитель учебного центра Санкт-Петербургского
института информатики и автоматизации РАН
Михаил Куприянов, декан ЛЭТИ сказал, что главное в процессе образования – это самообучение и самостоятельная работа. Это отражено и в последних федеральных государственных образовательных стандартах – 60% времени от всего обучения отводится на самостоятельную и внеаудиторную работу. В этих рамках можно организовывать студенческие проекты с распределенными ролями как в обычной фирме: developer, senior developer, программист, тестер. На таких площадках, моделирующих условия работы в реальной фирме, можно подготавливать грамотного ИТ-специалиста.
Декан факультета компьютерных технологий и информатики ЛЭТИ
Куприянов также отметил, что работа в области разработки ПО весьма специфична и ограничивается возрастным потолком в 35 лет. Преодолев этот рубеж, даже высококлассные программисты не могут конкурировать с молодыми специалистами, которые работают быстрее. Поэтому в подготовке ИТ-специалиста очень важен мультидисциплинарный подход. Он позволяет обеспечить выпускникам ИТ-специальностей дополнительный бэкграунд, который обеспечит дополнительную мобильность таким специалистам на рынке труда.
Михаил Куприянов отметил, что сегодня существует тематический разрыв между требованиями рынка и требованиями к ИТ-специалисту, обозначенных в государственных образовательных стандартах. Бизнес предъявляет одни критерии, а Министерство Образования и Науки разработало свои. По его мнению, этот разрыв сейчас даже никто не стремится преодолеть.
Представители бизнеса и крупных ИТ-компаний поделились своим видением проблемы модернизации современного образовательного процесса.
Представители ИТ-бизнеса высказали свое мнение о том, какими хотят видеть будущих выпускников работодатели: «Очень хочется видеть в выпускниках умение работать самостоятельно и творчески. Неготовность к самостоятельной работе – это большая проблема среди сегодняшних выпускников. Кроме того, в идеале выпускник должен владеть несколькими специальностями, что увеличивает его успех на рынке труда как специалиста». Также они отметили, что поднятие престижа и качества отечественного образования напрямую зависит от государства. «Если стране требуется качественное образование, значит оно будет. В данный момент брендинг и финансирование наших преподавателей еще далеки от совершенства».
В завершении работы круглого стола, его участники одобрили предложение создать рабочую группу, которая будет функционировать на постоянной основе и поддерживать диалог между государством, бизнесом и высшей школой по вопросам актуализации и модернизации процесса образования в соответствии с требованиями современного рынка.
Материал подготовили Алексей Шабельский, Наталия Хильченко.