Правительство РФ направило в Госдуму законопроект № 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.". Согласно документу бюджетное финансирование на реализацию национального проекта "Цифровая экономика РФ" запланированы в 2022 г. в объеме 210,6 мрд руб., в 2023 г. – 190,5 млрд руб., в 2024 г. – 188,8 млрд руб.
Предусмотренные в законопроекте объемы финансирования по сравнению с утвержденными законом № 385-ФЗ ("О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг."), в 2022 г. уменьшены на 628,6 млн руб., в 2023 г. - на 582,2 млн руб., в 2024 г. на 14,6 млн руб. Итого документ предусматривает снижение бюджетных вливаний на следующие три года на 1,225 млрд руб. Согласно 385-ФЗ на следующие три года на финансирование проекта "Цифровая экономика РФ" заложено 591,255 млрд руб. Законопроект предусматривает финансирование в размере 590,030 млрд руб.
Согласно новому законопроекту Федеральный проект "Информационная инфраструктура" потеряет в 2022 г. 319,8 млн руб., а в 2024 г. – 164,3 млн руб. А именно расходы предлагают сократить на проведение конверсии радиочастотного спектра в интересах развития сетей 5G/IMT-2020 в Российской Федерации.
Федеральный проект "Цифровое государственное управление" недополучит в общей сложности за три года 594 млн руб. В основном планируется перераспределение средств между сегментами проекта. Финансирование на внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления, приоритетных отраслях экономики и социальной сфере для предоставления государственных и муниципальных услуг и сервисов для граждан и бизнеса в электронном виде сократится в 2022 г. на 1,596 млрд руб., а 2023 г. на 1,601 млрд руб. Вместо этого сегмента в федеральный проект "Цифровое государственное управление" предлагают направить дополнительно 1,058 млрд руб. в 2022 г. и 1,063 млрд руб. в 2023 г. на обеспечение развития Единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Федеральной службы по финансовому мониторингу на основе создания и развития интеллектуальной цифровой технологической платформы для участников национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на федеральном и региональном уровнях. Сегмент обеспечение организационно-технической, экспертной, аналитической и информационной поддержки и сопровождения реализации национальной программы "Цифровая экономика РФ" получит за три года сверх плана 414 млн руб.
Федеральный проект "Искусственный интеллект" за три года похудеет на 178,5 млн в основном за счет урезания бюджета на проведение автономной некоммерческой организацией "Национальные приоритеты" популяризационной кампании по повышению доверия к искусственному интеллекту.
Руководитель центра бизнес-аналитики RAMAX Group Сергей Левашов отметил, что развитие проектов "Цифровой экономики" показывает вариативность достижения целей программы от 50% выполнения в 2019 г. до вполне удовлетворительного результата по скорректированным целям в 2020-2021 гг. Снижение затрат на миллиард руб. находится в рамках статистической погрешности исходя из цифр бюджета в 210 млрд руб. на 2022 г. Тем не менее, нужно помнить, что изначально на программу планировали потратить 3,5 трлн руб. (включая внебюджетное финансирование), из которых 403 млрд были освоены до 2021 г. Существенная корректировка плана бюджета состоялась в 2020 г. после прихода нового федерального правительства и, соответственно, нового главы Минцфиры. Коррекция составила 11% от годового бюджета в 124 млрд руб. Изъятые средства были направлены в резервный фонд. Вывод: государство очень внимательно относится к инвестициям по программе "Цифровая экономика" и снижение расходов говорит как о достаточно высокой эффективности контроля за ресурсами, так и о стремлении оптимизировать расходы без ущерба для целей программы", - прокомментировал Сергей Левашов.
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал согласен: сокращение бюджета на финансирование той или иной отрасли – экономически обоснованное решение. "Безусловно, цифровизация нужна практически в каждой сфере – от образования до здравоохранения. Во время пандемии цифровые сервисы обезопасили миллионы людей, которые вместо ожидания в очередях получали услуги в электронном виде: записывались к врачу, оформляли справки и учились дистанционно. На обеспечение непрерывной работы сервисов были выделены большие объемы денежных средств. Это позволило наладить бесперебойную работу, теперь ежегодно нужны деньги на поддержание и обновление систем, но суммы, необходимые для этого – гораздо меньше, чем те, что нужны для создания сервисов с нуля, - говорит Павел Сигал. - Также в прошлом году был подготовлен налоговый маневр для IT-отрасли, что позволило российским технологическим компаниям активнее развиваться, завоевывать долю на рынке и создавать востребованные продукты по более низким ценам, чем зарубежные аналоги. Соответственно, государство может закупать программное обеспечение по более выгодной цене, экономя бюджет".
Юлия Мельникова