Сегодня рано утром на американской NASDAQ должно состояться IPO Yandex N.V., которая контролирует 100% крупнейшего российского поисковика "Яндекс" (по данным LiveInternet.ru, в марте 2011 года доля в поиске в рунете составила 65%). Накануне размещения компания решила повысить ценовой диапазон с $20-22 до $24-25 за акцию, сообщил Reuters со ссылкой на источники, близкие к организаторам IPO. Большой объем заявок подан даже выше первоначального диапазона, уверяет собеседник агентства. Источник "Интерфакса" утверждает, что книга заявок переподписана пять раз.
Голландская Yandex N.V. разместит 52,18 млн обыкновенных акций класса А, из них 15,4 млн акций допэмиссии. Первоначально планировалось, что объем размещения может составить $1,04-1,15 млрд, из них от $308 млн до $338,8 млн пойдет в компанию, остальное — акционерам. Если исходить из повышенного диапазона, объем размещения может составить уже $1,25-1,3 млрд, из них $369,6-385 млн пойдет в компанию, остальное — акционерам. При диапазоне $20-22 за акцию "Яндекс" оценивался организаторами (Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs, Piper Jaffray & Co. и Pacific Crest Securities) от $6,38 млрд до $7,02 млрд, при новом ценовом коридоре капитализация компании может увеличиться до $7,7-8 млрд.
Основатель компании Аркадий Волож владеет напрямую и косвенно 14,67% акций "Яндекса" (19,77% голосов), Илья Сегалович — 3% (4,14%), Джон Бойнтон — 1,18% (1,58%), фонд Baring Vostok владеет 22,6% (23,89% голосов), UFG — 5,13% (4,06%), Roth Advisors — 4,9% (6,42%), IFC — 4,54% (6,12%), Emerald Trust — 2,88% (3,89%), Runet Holdings Леонида Богуславского — 2,4% (3,14%), Cole Management — 2,15% (2,9%), Eden Capital — 1,4% (1,84%). У Сбербанка "золотая акция" номинальной стоимостью €1. Выручка "Яндекса" за 2010 год составила $439,7 млн, чистая прибыль — $134,3 млн.
Справедливая стоимость одной акции "Яндекса" — $25,85, указывала в своем недавнем отчете ИК "Финам". Росту показателей бизнеса "Яндекса" будет также способствовать стабильно высокий рост мирового и российского рынков интернет-рекламы, отмечают в компании. "В 2010 году российский рынок интернет-рекламы, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств (АКАР), вырос на 40%, до 26,6 млрд руб. "Яндекс" является одним из основных бенефициаров роста этого рынка",— отмечает аналитик "Финама" Леонид Делицын.
Аналитик "Тройки Диалог" Анна Лепетухина считает, что повышение цены уменьшает потенциал роста бумаги в дальнейшем, но верхняя оценка $25 вполне справедлива: "Не думаю, что переоценка бумаги повлечет коррекцию, так как это долгожданное IPO и для инвесторов повышение стоимости не стало сюрпризом".
Повышение ценового диапазона из-за ажиотажного спроса на акции российских размещаемых компаний в последнее время не типичный случай. Недавно крупнейший российский сотовый ритейлер "Евросеть" предпочел отложить IPO на более поздний срок из-за отсутствия необходимого количества заявок, чем понижать ценовой коридор. Перенесли выход на биржу холдинг "Вертолеты России", угольная компания СУЭК, Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ), производитель металлургического кокса "Кокс", золотодобывающая Nord Gold.
В то же время решение американской социальной сети LinkedIn повысить ценовой коридор накануне IPO (состоялось на прошлой неделе) с $32-35 до $42-45 за бумагу привело к тому, что капитализация компании в первый же день торгов увеличилась в два раза и достигла $9 млрд. Правда, уже вчера ее акции подешевели на 9%.
Владимир Лавицкий, Инна Ерохина