Сейчас запрет на использование электронных устройств во время взлета и посадки самолета прописан в Федеральных авиационных правилах «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (ФАП-128) на основании приказа Департамента воздушного транспорта ДВ-137, принятого еще 20 лет назад.
В марте 2015 года авиакомпания «Трансаэро» обратилась с запросом о возможности отмены данного пункта, и Министерство транспорта России начало готовить соответствующий приказ. Представитель ведомства подтвердил эту информацию «Ленте.ру», однако затруднился назвать сроки возможной отмены ограничения пользования электронными устройствами на борту. Он уточнил, что Минтранс собирается согласовать текст приказа со всеми заинтересованными ведомствами, прежде всего с Росавиацией. Процесс согласования может занять недели или месяцы, возможно — больше года.
В Минкомсвязи и Росавиации уверяют, что вопрос использования электроники в самолетах регулирует исключительно Минтранс, поэтому его постановление будет решающим. Однако на практике разрешать или нет пользоваться телефоном при взлете и посадке будет руководство авиакомпании, как это сейчас принято в Европе.
Запреты на использование мобильной электроники — особенно телефонов — во время взлета и посадки появились примерно 20 лет назад, когда люди стали массово пользоваться музыкальными плеерами и сотовой связью.
Как показало исследование по безопасности авиации, проведенное NASA в 1999 году, включение DVD-плеера определенной модели в самолете Boeing 727 гарантированно приводило к ошибке на навигационном дисплее в кабине пилота. Сегодня Boeing 727 в гражданской авиации уже не используется.
Отменить в России запрет 1995 года предложила Минтрансу авиакомпания «Трансаэро». Юристы компании сделали запрос в Министерство юстиции России и выяснили, что приказ ДВ-137 с запретом на использование электроники во время взлета и посадки даже не прошел государственную регистрацию.
Отмена запрета «никак не повлияет на обеспечение безопасности полетов, просто российские правила будут приведены в соответствие с международными стандартами», — гарантировал первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров.
Идею «Трансаэро» поддержал и «Аэрофлот»: «Мы полностью согласны, — все для удобства пассажиров», — заявил «Ленте.ру» представитель авиакомпании Андрей Согрин.
За легализацию электроники на борту выступают и летчики. «Как пилот я считаю, что мобильный телефон не может влиять на оборудование современных самолетов», — заявил недавно главком ВВС России Виктор Бондарев, как сообщило агентство «Интерфакс». Он уточнил, что на бортовую электронику самолета могут воздействовать базовые станции операторов сотовой связи, расположенные рядом с аэродромами, поэтому с ними несколько раз в год связываются для корректировки настроек. Операторы «уменьшают частоты или поворачивают антенны [базовых станций]», уточнил Бондарев.
«Трансаэро» в своих предложениях ссылается на международный опыт — в частности, новые исследования Европейского агентства авиационной безопасности и американского Федерального управления гражданской авиации. Действительно, в Европе в сентябре 2014 года изменили законодательство и оставили вопрос использования электроники в полете на усмотрение авиакомпаний.
Согласно европейским нормам, авиаперевозчики должны сами тестировать свой авиапарк на безопасность взаимодействия с потребительской электроникой, и по результатам исследований разрешать использовать сотовые телефоны и другую технику на борту. Похожие нормы утвердили и в США — правда, там еще действует запрет на телефонные разговоры в воздухе, принятый Федеральной комиссией по связи (FCC).
В январе 2014 года FCC опубликовала проект постановления, которое разрешает телефонные разговоры на высоте больше 3 километров. У проекта нашлись серьезные противники. Против выступила американская Ассоциация бортпроводников и Ассоциация международных бизнес-путешествий (GBTA), в которую входит свыше 7000 турагентов для деловых людей. «Мы не оспариваем техническую возможность [звонков в полете — «Лента.ру»]», — заявил представитель GBTA Шейн Дауни (Shane Downey) изданию InformationWeek. Однако, по его словам, участники ассоциации единогласно против того, чтобы пассажиров вынуждали слушать телефонные переговоры соседей по салону.
Эти возражения можно понять. Мощность гула моторов самолета во время взлета и посадки составляет 105 децибел. В ходе полета на крейсерской высоте она опускается до 85 децибел — примерно уровень громкости пылесоса. Для общения по телефону люди должны перекричать этот шум — и докричаться до соседей.
Кроме того, специалисты возражают против звонков на борту из соображений безопасности. По словам Дауни, террористы могут использовать телефоны для координации своих действий.
Против звонков в полете выступили американские сенаторы, демократ Дэн Липински (Dan Lipinski) и республиканец Дэвид Маккинли (David McKinley). Они написали совместный запрос в американские департаменты транспорта и национальной безопасности, призывая власти принять участие в работе над проектом постановления FCC и запретить телефонные переговоры во время авиаперелетов.
Если звонки по телефону действительно вызывают раздражение, то использование электроники во время взлета и посадки никакого отторжения у окружающих не вызывает. Возможно, через несколько месяцев, максимум — через год в России можно будет слетать из Москвы в Санкт-Петербург, не выключая аудиоплеер. В последний раз такое пассажирам позволяли 20 лет назад.
Роман Дорохов