Разработчикам офисного софта, включенного в реестр российского программного обеспечения, раз в квартал будет звонить и слать электронные письма организация — уполномоченное на это Минкомсвязи. Она будет проверять, что компания по-прежнему существует и обеспечивает круглосуточную техподдержку ПО. Если более двух проверок останутся без ответа, соответствующий софт исключат из реестра российского ПО и его нельзя будет закупать госорганам.
Минкомсвязи России подготовило проект методики проверок, соответствует ли программное обеспечение необходимым требованиям для поставок госорганам. Список требований был ранее утвержден постановлением правительства. Одно из необходимых условий для поставок софта государству — круглосуточная техническая поддержка на русском языке по телефону и электронной почте. В проекте методики записано, что за проведение проверок будет отвечать организация, уполномоченная Минкомсвязи. Представители этой организации как минимум раз в квартал будут связываться с поставщиком ПО «путем направления контрольного сообщения и осуществления контрольного звонка по указанным... контактным данным для сопровождения пользователей». Если более двух раз техподдержка не будет соответствовать требованиям, сведения о программном обеспечении исключаются из реестра отечественного ПО.
— В предложенных процедурах много неопределенного, — прокомментировала исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Евгения Василенко. — Например, неясно, что такое круглосуточная поддержка. Относится ли к ней вариант, если на e-mail придет автоответ: «В течение трех дней мы свяжемся с вами». Но большей конкретизации и не нужно. Рынок должен дать ответ, подходит ли данный производитель данному заказчику. Все госзаказчики разные.
В пресс-службе компании «Новые облачные технологии» (разработчик офисных программ «МойОфис», включенных в реестр отечественного ПО) отметили, что в мире корпоративного ПО не существует общих требований к срокам ответов техподдержки. Они устанавливаются при подписании договоров с заказчиками.
При этом, напомнили в «Новых облачных технологиях», ведущие игроки мирового рынка ПО сейчас всеми способами помогают пользователям решить проблемы самостоятельно, без обращения в службу поддержки. Этой цели служат различные базы знаний, развитые порталы технической поддержки, где в том числе пользователи могут помочь друг другу в решении вопросов.
Вопрос унификации требований к программному обеспечению, используемому в государстве, Евгения Василенко посчитала неоднозначным.
— Сформированные дополнительные требования по факту ограничивают доступ на рынок госзаказа для российских же разработчиков, в первую очередь небольших. К ним централизованно предъявляют весьма серьезные требования. Многим потребуются существенные ресурсы для соответствия им. Но откуда брать ресурсы, если доступ к заказчикам будет закрыт? Важно отметить, что к иностранному ПО дополнительных требований предъявлять не планируется, — отметила исполнительный директор АРПП. — На мой взгляд, важно поощрять тех, кто уже хорошо себя проявил, но не закрывать дорогу новичкам, которые сразу не смогут соответствовать всем дополнительным требованиям.
Реестр отечественного ПО появился в России с 1 января 2016 года на основании постановления правительства № 1236 от 16 ноября 2015 года. Именно софт из этого реестра необходимо использовать в государственных и муниципальных организациях, кроме случаев, когда отечественных программ с необходимым функционалом просто не существует. Предложения организаций о включении их разработок в реестр рассматривает экспертный совет по российскому ПО при Минкомсвязи России. Большинство голосов в совете имеют представители отечественной ИТ-отрасли. В него входят также представители ведомств и отраслевых общественных организаций. В реестр уже включено более 3000 программных продуктов.
Минкомсвязи России не предоставило оперативного комментария по проекту приказа.
Александр Кондратьев