Законопроект предполагает заменить определение о том, что органы государственной власти и местного самоуправления только содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении или строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи. В новой редакции предлагается прописать, что местные власти вправе участвовать в реализации мероприятий, направленных на развитие связи на территории субъектов РФ. Это, по мнению авторов законопроекта, расширит возможности местных властей в развитии связи. В частности, позволит реализовывать дополнительные инвестиционные программы, финансируемые за счет средств субъектов, для обеспечения услугами связи населенных пунктов, не попавших в программу устранения цифрового неравенства. Как считают в экспертном сообществе, разнообразные варианты пересмотра ст.6 закона "О связи" принципиально не изменят характер взаимодействия региональных органов власти с операторами связи.
Как рассказали в Комитете, на прошедшем заседании Комитета депутаты отметили, что законопроект позволит более эффективно развертывать сети связи на малонаселенных территориях, однако указали на необходимость доработки законопроекта с целью недопущения правовых коллизий и уточнения используемых терминов. "Необходимо проработать положения инициативы таким образом, чтобы ее исполнение не давало возможности для финансовых злоупотреблений", - указал председатель Комитета Леонид Левин.
Как указывают авторы законопроекта в пояснительной записке, ч.2 ст.6 Федерального закона "О связи" предусматривается, что региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи. При этом какие-либо иные нормы, позволяющие развивать связь на территории регионов России, в федеральном законе "О связи", а также Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отсутствуют.
"Данное обстоятельство влечет невозможность реализации на практике крупных инфраструктурных проектов по обеспечению услугами связи территорий субъектов Российской Федерации, не попадающих под реализацию программы устранения цифрового неравенства, так как препятствует заключению соответствующих государственных контрактов и вызывает вопросы о законности расходования бюджетных средств со стороны контролирующих органов. Между тем программа устранения цифрового неравенства предполагает развитие исключительно универсальных услуг связи, а именно - услуг, оказываемых с использованием средств коллективного доступа или точек доступа", - отмечают авторы законопроекта и указывают в качестве таковых услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств; услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа; услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа.
Закон "О связи", как замечают авторы законопроекта, предписывает установку хотя бы одного такого средства коллективного доступа для оказания услуг по передаче данных в поселениях с населением 500 и более человек. "В населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек, в которых уже установлено средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи, в свою очередь, должна быть установлена не менее чем одна точка доступа. Обеспечение услугами связи данной категории населенных пунктов в рамках программы по устранению цифрового неравенства позволило в 2017 г. обеспечить услугами связи 51 населенный пункт Пермского края, или 15 тыс. жителей Пермского края", - указывают авторы законопроекта, добавляя, что иные территории регионов России не охватываются данной программой и зачастую не обеспечиваются операторами связи услугами связи надлежащего качества, в том числе по экономическим причинам.
"При этом, как было отмечено ранее, субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять расходование средств на развитие связи. Подтверждает данный факт отсутствие практики реализации проектов по развитию связи субъектами Российской Федерации. Примерами могут служить единичные контракты по обеспечению услугами связи отдельных территорий в целях реализации иных полномочий субъектов Российской Федерации - в рамках защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения жизни малочисленных народов Крайнего Севера", - отмечают авторы законопроекта и, с учетом приведенного обоснования, предлагают расширить при помощи законопроекта полномочия регионов России в сфере развития связи, заменив неоднозначные формулировки "содействует" иными видами деятельности, в частности возможностью участия в обеспечении развития связи на территории соответствующих регионов страны, в целях повышения качества и доступности услуг связи.
"Расширение возможностей субъектов Российской Федерации в развитии связи на соответствующих территориях по их усмотрению позволит реализовывать дополнительные инвестиционные программы, финансируемые за счет средств субъектов, для обеспечения услугами связи населенных пунктов, не попавших в программу устранения цифрового неравенства, а также устранить пробел в правовом регулировании, что, в свою очередь, будет способствовать расширению доступности услуг связи для населения регионов", - заявляют авторы законопроекта.
В свою очередь, источник на рынке указал корреспонденту ComNews, что ст.6 Федерального закона "О связи" в прежней и новой редакциях распространяется на деятельность операторов связи в рамках оказания универсальных услуг связи. "Поэтому в большинстве случаев пересмотр этой статьи принципиально не изменит характер взаимодействия региональных органов власти с операторами мобильной связи", - отметил источник на рынке.
В пресс-службе Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") корреспонденту ComNews заявили следующее: "Полагаем, что законодательная инициатива позволит региональным властям при наличии финансовой возможности более уверенно направлять средства на реализацию означенных мероприятий".
В пресс-службе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") корреспонденту ComNews сказали, что компания проанализирует законопроект. Пресс-служба ПАО "Ростелеком" отказалась от комментариев. В пресс-службе ПАО "МегаФон" и ТТК (АО "Компания ТрансТелеКом") комментариев корреспонденту ComNews не предоставили.
Партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева в разговоре с корреспондентом ComNews обратила внимание на то, что российские регионы часто сталкиваются с дефицитом финансирования проектов в сфере ИКТ. "Традиционно проекты по развитию телекоммуникационной инфраструктуры финансировались либо операторами связи, либо из Фонда универсальной услуги", - отметила Татьяна Толмачева. Изменение же, которое предлагает внести законопроект в Федеральный закон "О связи", по словам Татьяны Толмачевой, представляет собой возможность законного расходования в регионе бюджетных средств на развитие связи. "Это, по сути, дополнительный источник финансирования. Могу предположить, что эта мера будет использоваться региональными и муниципальными властями как инструмент привлечения частных инвестиций под региональные телекоммуникационные проекты, когда власти смогут взять на себя часть затрат, которые они смогут покрыть из своего бюджета", - заявила Татьяна Толмачева.
Влада Сюткина