Причиной обращения РОЦИТ к операторам связи стала появившаяся в СМИ информация, о том, что ПАО "МегаФон" начало взимать плату за звонки даже в том случае, если сам разговор не состоялся, а абонент только прослушал сообщение о недоступности вызываемого абонента.
Руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина уточнила, что в данном случае речь идет о том, что с февраля 2016 года "МегаФон" привел нетарифицируемый порог при соединении с голосовой почтой в рамках услуги "Кто звонил+" в соответствие с действующим законодательством.
"Речь идет об изменениях тарификации услуги "Кто звонил+", которая по сути является голосовой почтой. Если раньше абонент начинал платить после того, как прозвучит звуковой сигнал (после которого надо оставить сообщение), то теперь плата взимается через четыре секунды после того, как установлено соединение. Это соответствует правилам оказания услуг связи", - пояснила Юлия Дорохина.
Представители "МегаФона" ссылаются на пункты 36 и 37 Порядка оказания услуг телефонной связи (утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342), которые предусматривают порядок установления продолжительности телефонного соединения. В этих пунктах сказано, что к оборудованию, сигнал ответа которого приравнивается к ответу вызываемого лица и служит началом отсчета продолжительности соединения, относится оборудование, заменяющее пользователя в его отсутствие и обеспечивающее и (или) имитирующее обмен информацией, при этом телефонное соединение продолжительностью менее 3 секунд не учитывается в объеме оказанных услуг телефонной связи.
"Таким образом "МегаФон" привел нетарифицируемый порог в соответствие с действующим законодательством и к единым стандартам по всей стране, так как ранее в каждом из регионов этот порог был разным (от 4 до 7 секунд)", - уточнила Юлия Дорохина.
Она заверила, что абонентов "МегаФона" эта инициатива практически не коснется, так как большинство из них пользуется безлимитными или пакетными тарифами (со включенными пакетом минут), т.е. каждая минута отдельно у них не тарифицируется.
В РОЦИТ, однако, считают странным, когда с мобильного счета абонента списываются средства за несовершенные разговоры. "Поскольку контакт с вызываемым абонентом де-факто не состоялся, в том числе вызывающий абонент не воспользовался голосовой почтой или аналогичной услугой у вызываемого абонента, взимание платы с вызывающего представляется несколько странным", - отметил представитель РОЦИТ.
Кроме того, по мнению РОЦИТ, абоненты не были широко информированы о том, что деньги с них возьмут с третьей секунды вне зависимости от того, какой робот им ответил. "В любом случае, мы полагаем, что в мобильной индустрии может и должно быть найдено решение в интересах пользователей", - сказал в беседе с ComNews представитель РОЦИТ. Поэтому, добавил он, РОЦИТ призвала операторов мобильной связи дать разъяснения по этой ситуации.
По словам председателя комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, а также председателя правления РОЦИТ Леонида Левина, в случае если выяснится, что операторы действительно зарабатывают на неоказанных услугах – РОЦИТ инициирует дополнительное выяснение обстоятельств и обсуждение на площадке Государственной Думы. "Очевидно, что если проблема не решается на уровне саморегулирования отрасли, то возможно необходимы регулятивные меры", - заметил Леонид Левин.
Ранее в СМИ появилась информация о том, что ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и Tele2 начали взимать плату за звонки даже в том случае, если сам разговор не состоялся. Однако чуть позже Tele2 перестал списывать денежные средства за несовершенные звонки.
Пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина подчеркнула вчера в разговоре с корреспондентом ComNews, что Tele2 осуществляет отсчет продолжительности соединения в строгом соответствии с правилами оказания услуг связи. А именно после установления соединения или ответа пользовательского оборудования, сигнал которого приравнивается к ответу вызываемого абонента. "Таким сигналом, например, является начало записи сообщения в голосовой почте", - добавила Ольга Галушина.
Она напомнила, что несколько месяцев назад абонентское обращение по данному вопросу помогло компании выявить и оперативно устранить кратковременный локальный сбой в настройках некоторых тарифов. В течение суток система стала работать корректно. "Таким образом, мы не взимаем плату за звонки на недоступные номера", - резюмировала Ольга Галушина.
"МТС не взимает платы со звонящего в случае, если соединение с вызываемым абонентом не было установлено, информируя о том, что вызываемый абонент недоступен, - пояснил пресс-секретарь, начальник отдела по работе со СМИ МТС Дмитрий Солодовников. - Тарификация с первой секунды вызова происходит только в том случае, если у абонента, которому звонят, подключена услуга голосовой почты. Это сделано для того, чтобы звонящий абонент мог оставить сообщение. Услугу голосовой почты подключает лишь часть нашей абонентской базы".
ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и Yota (ООО "Скартел" – "дочка" "МегаФона") тоже не списывают денежные средства со счетов абонентов за несовершенные звонки. "При недозвоне на абонентов "ВымпелКома" мы не осуществляем тарификацию как своих абонентов, так и операторов связи - а именно само сообщение о недоступности вызываемого абонента мы не тарифицируем", - подчеркнула в беседе с ComNews пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева. Она добавила, что сейчас специалисты "ВымпелКома" проводят тесты по выявленной проблеме тарификации у других операторов.
По словам представителя Yota, компания не вводила плату за несостоявшиеся вызовы или подключение к голосовой почте. "Наши клиенты по-прежнему оплачивают только необходимый пакет минут, пользуются безлимитным Интернетом без ограничения трафика и могут не бояться дополнительных трат, не предусмотренных договором, находясь как в домашнем регионе, так и в поездках по стране", - заверил представитель Yota корреспондента ComNews.
Андрей Федосеев