Данные о продажах планшетов в России и в мире опубликовала исследовательская компания J'son & Partners. Так, если общемировой рост рынка планшетов в 2014 году составил всего 4% (с 219,9 млн до 229,6 млн устройств), то в России этот показатель был равен феноменальным 37%. За 2014 год в России было продано 9,3 млн планшетов против 6,9 млн в 2013-м.
При этом 89% российского рынка планшетов составили устройства на Android и лишь 10% — на iOS. Остальное, и это после округления, пришлось на Windows, и показатели Microsoft на этом рынке пока лишь немногим лучше статистической погрешности — всего 0,5%.
Такому убедительному доминированию Android на российском рынке способствовали сильные позиции B-брендов. Средняя стоимость планшета в России в 2014 году составила 8,6 тыс. руб., что на 25% меньше, чем в 2013-м, когда в среднем купленные планшеты стоили 11,5 тыс. руб.
То, что B-бренды на российском рынке представляют собой серьезную угрозу для всемирно известных компаний, было ясно уже давно. Однако темпы их роста впечатляют, несмотря ни на что. При этом на общемировом рынке тенденция не столь заметна — как минимум потому, что доля продаж планшетов iPad составила 28%, еще 5% — это планшеты на Windows.
Согласно различным отчетам по продажам, которые публиковались на протяжении года, бюджетные планшеты Prestigio, Explay, Digma постоянно занимали высокие позиции в рейтингах продаж.
Особо стоит отметить операторские планшеты. Как заявляют исследователи, в 2014 году недорогие брендированные устройства от «Мегафона» и «Вымпелкома» регулярно становились самыми продаваемыми за месяц.
Исполнительный вице-президент компания «Евросеть» Виктор Луканин считает, что сравнивать мировой рынок с российским некорректно. «В отличие от мировых принципов продаж мобильных гаджетов, отечественные сотовые ритейлеры устройства не субсидируют. А в России большая часть рынка функционирует через ритейлеров, не операторов. Таким образом, наш покупатель останавливает свой выбор в большинстве своем на конкретной модели, а не на модели с выгодным тарифным планом», — говорит Луканин.
Любопытно также, что бюджетные планшеты почти полностью вытеснили с рынка такой класс устройств, как автомобильные навигаторы. Сейчас навигатор среднего класса обойдется примерно в 7–8 тыс. руб. Это будет устройство с 5-дюймовым дисплеем с низким разрешением и специализированным софтом. В свою очередь, за те же деньги можно без проблем приобрести планшет от B- и даже от A-бренда с 7-дюймовым дисплеем лучшего разрешения, GPS-модулем, и при этом он будет универсальным. О софте также не приходится беспокоиться: программы для навигации на Android ничем не уступают софту в навигаторах, а карты и вовсе постоянно обновляются онлайн.
Еще одна ниша, которую полностью заняли планшеты, — это нетбуки. Ультракомпактные 10-дюймовые компьютеры использовались для простейших задач: просмотра сайтов в интернете и написания простых текстов. Стоимость их составляла от 10 тыс. руб. в 2009–2010 годах. Сейчас с подобными задачами прекрасно справляются планшеты за 10 тыс. уже современных рублей. При этом у планшетов на Android больше оптимизированного софта, а разрешение и качество экрана уже не вынуждают делать перерыв для глаз каждые 15–20 минут. И при вдвое, а то и втрое большем времени автономной работы планшеты в два раза легче нетбуков.
Директор по стратегическому планированию компании «Связной» Анатолий Петровых считает, что рынок планшетных компьютеров, одной из самых динамично растущих категорий на рынке персональной электроники в России, перешел в стадию зрелости.
«В 2015 году будет наблюдаться рост продаж отдельных категорий планшетных компьютеров. Также рост будет происходить в населенных пунктах, где менее 1 млн жителей и где рынок еще не перешел в фазу зрелости.
Будет развиваться категория планшетов с экраном диагональю свыше 9 дюймов — такие устройства и станут основными конкурентами для ноутбуков благодаря цене, компактности, а также дополнительным возможностям, доступным благодаря специальным аксессуарам. Вырастет внимание покупателей к дополнительным функциям планшетов, в том числе LTE-модулю. Производители, в свою очередь, будут предлагать больше дополнительных опций, чтобы привлечь клиента на высококонкурентном рынке», — сделал свой прогноз на 2015 год Петровых.
Директор по стратегическому развитию в странах СНГ компании «Марвел-дистрибуция» Сергей Фомин также сделал прогноз относительно российского рынка планшетов в 2015 году.
«В 2015 году рынок планшетов претерпит существенные изменения. Серьезно снизится относительная доля планшетов с малой диагональю (7 дюймов) и беспроводными модулями 3G-LTE, которые массово вытесняются фаблетами (смартфонами с диагональю 5 и более дюймов). Прошлогодний рост в сегменте устройств с диагональю 8–10» сменится снижением продаж», — уверен эксперт.
По его словам, рынок будет характеризовать дальнейшее уменьшение средней цены устройства в долларовом выражении.
«Соотношение долей операционных систем останется прежним, однако возможен небольшой рост в сегменте планшетов с установленной Windows ОС и устройств специализированного назначения — влаго- и ударозащищенных, с предустановленным корпоративным программным обеспечением», — считает Фомин.
Эрик Хачатрян, Дмитрий Бевза