По темпам роста этого показателя РФ заняла третье место (после Австралии и Швеции) — с 2016 по 2018 год число пользователей госуслуг в России выросло на 42% против среднемировых 15%. Средний россиянин использует 9,1 электронной услуги (16-е место в мире, лидерами в этом стали жители Индии — 14,5), при этом 47% обращаются за ними минимум раз в неделю. Самыми популярными сервисами стали оплата налогов и штрафов (ими пользуются 84,2% опрошенных), официальные данные о погоде и трафике (84%), услуги, связанные с трудоустройством (73,8%) и здравоохранением (68,9%). Наименее востребованы электронные патентные заявки и регистрация интеллектуальной собственности (8,6%), получение разрешения на перепланировку и строительство (10,4%).
92% респондентов отметили рост качества цифровых госуслуг за последние два года, при этом общий уровень удовлетворенности ими граждан РФ снизился с 2016 года с 53% до 51% (снижение отмечалось во всех странах, кроме Норвегии). По мнению аналитиков BCG, властям следует активнее развивать социально значимые цифровые услуги, включая публичные реестры прав собственности, а также медицину.
В части использования ИИ в госуправлении россияне оказались достаточно консервативны: однозначно поддерживают технологию 36–41% в разных возрастных группах, однозначно против — 18–23%. Разрыв между «за» и «против» в РФ составил 18%, в Индии — 53%, в Китае — 42%. Уровень одобрения использования ИИ для расчета налогов и оптимизации транспортных потоков составил 63%, но при этом граждане категорически против его применения для определения вины в уголовных процессах (против на 37% больше, чем за) и для принятия решений по УДО (на 24% больше). Этичностью применения ИИ и непрозрачностью его решений озабочены 35% респондентов.
Надежда Краснушкина