Пресс-служба ООО "НавМарин" сообщила о том, что в навигацию 2023 г. иностранные картографические продукты для отечественных судов, оплата по которым была проведена прошлой зимой, прекратят поддерживаться на территории РФ.
Эксперт научно-технического совета Российского морского регистра судоходства, Российского классификационного общества (РКО) и рабочей группы по импортозамещению в радиоэлектронике "Навигационные приборы", генеральный директор ООО "НавМарин" Алексей Мигалин отмечает, что в условиях антироссийских санкций новые контракты на использование карт западные компании с судоходными предприятиями России не станут заключать.
Он напомнил, что Минтранс в рамках проекта "Река" в течение 20 лет создал коллекцию карт для внутренних водных путей – на замену иностранным. "Однако зарубежные навигационные комплексы, которые сегодня используют многие российские суда, не могут работать с отечественными картами. И выясняется, что сертифицирован только один российский навигационный комплекс, подходящий под формат карт Минтранса. Предприятие, которое его производит, не сможет справиться с валом заказов и собрать необходимое количество навигационных комплексов. В марте игроки рынка одновременно начнут обращаться за решением. Какое-то количество будет сделано быстро, а остальное – уже ближе к середине или концу навигации. Это значит, что в навигацию большинство судов либо выйдут без оборудования, если РКО разрешит, либо не выйдут совсем", - уверен Алексей Мигалин.
По его мнению, в результате увеличится аварийность. "В прошедшую навигацию без электронных карт в виде послабления, в ответ на санкции выпустили 25% судов. При этом выросло количество чрезвычайных происшествий, связанных с судоходством. По данным МЧС РФ, на внутренних водных путях России в 2022 г. произошло 223 аварии с судами, погибли 196 человек. В такой ситуации любое отечественное судно за пределами страны окажется в заложниках: порт-контроль не даст техническое "добро" на выход в рейд, пока судовладелец не предоставит коллекцию карт с корректурой на текущий момент времени", - говорит Алексей Мигалин.
По его мнению, у Минтранса и Минпромторга есть только один вариант решения проблемы: обеспечить флот навигационным оборудованием к началу навигации 2023 г. "Мы знаем, как быстро умеют у нас работать. Хотя бы тем, кому это крайне необходимо, установить оборудование можно. Остальным – по очереди. Но пока не видно, чтобы движение в эту сторону было", - заключил Алексей Мигалин.
В конце 2021 г. Sitronics KT (входит в Sitronics Group) по заказу департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга сообщил о том, что займется разработкой сервисов электронной навигации, включая геоинформационные сервисы, интегрируемые в береговые и судовые системы.
CEO web-интегратора "Осьминожка" Михаил Шрайбман считает, что проблема является важной в первую очередь потому, что от этого напрямую зависят жизни людей, находящихся на борту таких судов. "Однако не стоит забывать и о том, что это может повредить эффективному функционированию логистических цепочек как внутри страны, так и за рубежом. Морские перевозки - самый значимый вид транспорта для импортно-экспортных операций РФ. Так, в 2021 г. объем грузооборота в морских портах в экспортном направлении составил 660,9 млн тонн, в импортном — 40,5 млн тонн", - говорит он.
По его мнению, для решения сложившейся ситуации необходимо либо увеличить объем финансирования на установку текущего ПО, либо искать других производителей. "На мой взгляд, самое быстрое и эффективное решение - обратиться к российским производителям картографического ПО, которые хорошо себя зарекомендовали в других секторах экономики. Однако это все равно не решит проблему "здесь и сейчас". В лучшем случае, к концу II квартала 2023 г.", - отметил Михаил Шрайбман.
Ирина Приборкина