По данным «Ситилинка», в период с 19 по 25 сентября 2022 года общий объем продаж российских программных продуктов в сети ритейлера по всей стране вырос в два раза по сравнению с показателями предыдущей недели. Важная ремарка: продукция отечественных вендров начала более активно расходиться как среди клиентов B2B «Ситилинка» (юридических лиц), так и среди розничных клиентов (сегмент B2C).
Если же брать более широкую статистику по B2B – во втором квартале 2022 года объем реализации российского софта в штуках вырос в торговой сети на 10% по сравнению с I кварталом, а в третьем квартале – на 20% по сравнению со вторым. По B2C наблюдается аналогичная и даже более красноречивая картина: рост 25% в третьем квартале года по сравнению со вторым. Очевидно, что динамика продаж российских продуктов увеличивается ежемесячно.
Эксперты объясняют эту тенденцию приостановкой деятельности в России множества зарубежных вендоров. Несмотря на то, что иностранные производители начали останавливать бизнес в стране еще несколько месяцев назад, настолько сильно тренд проявился только сейчас. Возможно, задержки с выводом зарубежного ПО из эксплуатации связаны с очевидным эффектом инерции бизнеса, надеждами многих пользователей на стабилизацию взаимоотношений с западными производителями, ожидания окончания срока лицензий. Кроме того, российским клиентам нужно время на то, чтобы ближе познакомиться с продукцией отечественных вендоров, адаптироваться к не слишком привычному интерфейсу, наладить обратную связь с производителями.
По данным «Ситилинка», в торговой сети взлетели, прежде всего, продажи отечественных дистрибутивов операционных систем на Linux: Astra Linux (разработчик – ГК «Астра»), «Альт» («Базальт СПО») и «Ред ОС» («Ред софт»). К слову, «Ред ОС» с 2021 года реализуется в «Ситилинке», в том числе как предустановленное ПО, а с августа 2022 года – еще и в «М.Видео-Эльдорадо». Кроме того, система находит популярность на предприятиях SMB.
Что касается системного софта Astra Linux – ГК «Астра» выводит его на массовый рынок в сотрудничестве с китайским брендом цифровой электроники Hiper, а также ищет других партнеров для продвижения. Менеджер ГК «Астра» подтвердил, что в компании замечают повышение интереса к своей ОС со стороны как корпоративных, так и «домашних» пользователей. Заметим, что компания очень активно реализует образовательную программу по своим продуктам – и сегодня это приносит заметные плоды.
В «Базальт СПО» так же подтверждают рост спроса на свои продукты: за девять месяцев 2022 года количество поставок лицензий на ОС «Альт» конечным пользователям выросло вдвое год к году.
На рынке антивирусов первенство по-прежнему остается за «Лабораторией Касперского». За последние годы производитель сохранил широкие продажи в сегменте B2C и нарастил компетенции в области B2B – в том числе в направлении комплексной защиты промышленных предприятий.
Добавим, что опрос корпоративных клиентов «Ситилинка» так же говорит об очевидном сдвиге в сознании пользователей и руководителей бизнеса: 48% респондентов готовы к переходы на продукцию отечественных производителей и знакомятся с российскими брендами.