Я был участником конгресса CIO «Белые ночи» (см., например, новость раздела Конгресс ИТ-директоров «Белые ночи») всего два раза. Этого, конечно, мало для статистического анализа, но для сравнения уже достаточно. И если сравнивать, то в этот раз на конгрессе со мной не случилось, увы, никакого инсайта (или почти ни какого).
Для меня инсайт - это ни технологии, ни гаджеты, ни очередные версии продуктов, которые стали ещё лучше и быстрее (а нужно ли это?). И даже не тренды развития технологий. Для меня это уникальные крупинки знаний и настроений, которые всплывают при общении с разными людьми, да и просто когда слышишь, «о чём говорят». И если год назад «заряд конгресса» у меня оставался ещё достаточно долго, то в этот раз он растворился быстро и почти без следа.
А теперь о том «почти», что осталось и запомнилось. Конечно, гвоздём программы было выступление председателя подразделения управления информационными технологиями Компьютерного общества Южной Африки Терри Уайта. Это и понятно: работая на мировом рынке консалтинга в сфере управления ИТ, можно видеть разные ситуации в разных компаниях, в разных странах, пропускать это через себя и компилировать в опыт, принципы и жизненную позицию. Всем этим Терри Уайт очень живо и охотно делился со всеми присутствующими. И, судя по всему, ему удалось «заразить» аудиторию. А суть его позиции проста: ИТ-директор должен общаться с бизнесом, знать потребности бизнеса и его желания, быть вовлеченным и не быть пассивным. Мне эта позиция близка, я её разделяю, и более того, для меня это не завтрашний, а настоящий день.
Конечно, можно много спорить: а нужно ли быть таким? Или, может быть, не всегда нужно быть таким? Можно говорить о том, что самому бизнесу не очень то и нужны «такие» ИТ-директора («Назад, в подвал!» - как иронизировал Терри), а если и нужны, то не всяком бизнесу и не всегда, и т.п. Мне сразу вспоминается английский сериал «The IT Crowd», где случай с подвалом представлен очень ярко.
Все эти споры будут очень интересными и жаркими, так как все компании разные. Причем, различно всё: масштабы самих компаний, роль ИТ в бизнесе этих компаний (если хотите, степень влияния ИТ на формирование конкурентных преимуществ компании), сфера деятельности компании, стадии рынка, на котором работает компания, источники капитала компании, корпоративная культура (даже если в компании не выделяют такого понятия) и т.д. Отсюда различны и ИТ-директора, работающие в этих компаниях, и различия эти могут быть очень сильными. Как можно уравнивать проблемы (вопросы), стоящие перед руководителем ИТ-отдела в небольшой сети шино-монтажей и руководителем ИТ-департамента завода по производству станков с ЧПУ? У них изначально разные задачи и разное окружение.
Потому я скептически отношусь к мысли о том, что всё ИТ-сообщество должно завтра становиться лидерами и выходить на «ты» с собственниками и/или топ-менеджерами просто потому, что это модно или «так должно быть». На мой взгляд, бизнес-интересы компании всегда первичны и роль ИТ-директора должна им соответствовать.