"Тема эта хорошо изучена благодаря широкому освещению в СМИ данного законопроекта, предлагаю принять в первом чтении, а нюансы мы ко второму чтению уточним", - заявил на заседании Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи его глава Алексей Митрофанов.
По словам первого зампредседателя комитета Леонида Левина, одна из причин появления закона - необходимость для Роскомнадзора оперативно получать информацию о владельцах интернет-ресурсов.
Документ поступил в Госдуму в середине января в рамках "антитеррористического пакета" законопроектов. Его авторами стали председатель комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая (фракция "Единая Россия"), ее заместитель Андрей Луговой (ЛДПР) и некоторые другие парламентарии.
Законопроект вносит поправки в статьи закона "О связи" и Кодекса об административных правонарушениях, которые касаются упорядочения обмена информацией с использованием информационно-коммуникационных сетей. Если он будет принят, владелец сайта (физическое или юридическое лицо) будет обязан уведомлять Роскомнадзор о начале работы нового ресурса в российском сегменте Интернета.
Кроме того, владелец будет должен в течение шести месяцев хранить сведения о приеме, передаче, доставке и обработке голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или любого рода действиях, совершенных пользователями. В случае необходимости он предоставит эти данные "уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ". Объем информации и порядок ее хранения дополнительно установит правительство РФ.
Нарушители закона будут наказаны административным штрафом: для граждан - от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский вчера не стал комментировать законопроект. "Роскомнадзор - правоприменительный орган, который не обладает правом законодательной инициативы и не участвует в нормотворческом процессе", - пояснил он.
Не предоставила комментариев и пресс-служба Минкомсвязи. Источник в министерстве пояснил ComNews, что отзыв на инициативу поступит в официальном порядке, когда нижняя палата парламента направит документ на заключение в правительство.
Директор Координационного центра национального домена сети Интернет (КЦ) Андрей Колесников обращает внимание, что, согласно ст.1 законопроекта, уведомление Роскомнадзора о начале работы сайта производится в порядке, который определяет правительство РФ. "Следовательно, пока не будет постановления правительства, закон применяться не будет, - замечает он. - Кроме того, определение "лица, организующего распространение информации и (или) обмен данными между пользователями в сети Интернет", настолько размыто, что под него подпадает любое лицо, разместившее в Сети сайт с функциями форума, чата, доски объявлений и т.п.".
По словам Колесникова, нет в законопроекте и разъяснений по поводу лиц, которые были владельцами подобных сайтов до введения в действие этот закона, так как речь идет о начале деятельности, а не о самой деятельности. "Так что пока прогнозировать что-либо в отношении этого законопроекта затруднительно", - разводит руками руководитель КЦ.
Представитель пресс-службы "Яндекса" также отметил, что о технической реализации законопроекта говорить сложно, поскольку он содержит только общие нормы. "В проекте закона предлагается сохранять в течение шести месяцев данные практически о любой активности пользователя, - обращает внимание собеседник ComNews. - Сейчас "Яндекс" хранит только ту информацию, которая необходима для нормальной работы сервисов, - в основном, это неперсонализированная обобщенная статистика. Удаленный пользователями контент мы не храним".
Если появится обязательство сохранять логи пользователей, это технически возможно, но может потребовать дополнительной разработки от владельцев сервисов и сайтов, утверждает пресс-служба "Яндекса".
О том, что законопроект содержит неопределенные понятия, использование которых может привести к правовым коллизиям, еще в начале февраля заявляли члены Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). "В частности, "...лицо, организующее распространение информации и (или) обмен данными между пользователями в сети Интернет", можно трактовать в том числе и как физическое лицо, которое установило точку доступа через Wi-Fi без закрытия ее паролем с доступом в сеть Интернет", - говорится в заключении ассоциации на документ.
По мнению представителей РАЭК, сегодня владельцы сайтов сохраняют только активность пользователя, а законопроект предусматривает хранение контента. Это означает "полное дублирование существующих в интернет-компаниях мощностей - одна для сервиса, другая для резервного копирования" - и, как следствие, удвоение стоимости необходимого оборудования и невозможность вести дальше бизнес для большинства интернет-компаний. Кроме того, хранимые данные могут относиться к разным категориям информации, для выдачи которых требуются разные основания - от запроса уполномоченного органа до решения суда.
РАЭК обращает внимание и на то, что идентификация пользователей не всегда возможна при предоставлении доступа к Интернету. "Выполнение этой задачи может и должно быть возложено на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а не на операторов связи", - считают участники ассоциации.
Даниил Сидоров