Об этом репортеру ComNews сообщила представитель ФПК Валерия Фридман. По ее словам, старт коммерческой эксплуатации проекта по оказанию услуг доступа на пилотном полигоне запланирован на конец июля – август 2012 г. Проект будет реализован на восьми направлениях: из Москвы в Петербург, Нижний Новгород, Мурманск, Астрахань, Казань, Адлер и Самару, а также из Петербурга в Нижний Новгород.
По словам Валерии Фридман, готовность участвовать в пилотном проекте официально подтвердили три компании: один оператор "большой тройки" и два национальных оператора спутниковой связи. Какие именно, она не уточнила. "Пилотный проект завершится в конце 2012 г. В 2013 г. планируется провести конкурсные процедуры по выбору поставщиков услуг доступа к сети Интернет и мультимедийному контенту в поездах ФПК на расширенных полигонах", - сказала она. ФПК - дочернее общество ОАО "РЖД" в сфере пассажирских перевозок в поездах дальнего следования.
Операторы "большой тройки" воздержались от комментариев. Пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева лишь отметила, что компания достигла договоренности с одним из партнеров РЖД об аналогичном проекте.
Техническое решение представляет собой комбинированный комплекс спутниковой и сотовой связи 3G: во время пропадания сигнала спутника комплекс переключается на связь 3G и наоборот. Внутри состава сигнал на устройства пользователей (ноутбуки, коммуникаторы, планшетные ПК, смартфоны) раздается по технологии Wi Fi, говорит пресс-служба ФПК.
Для ФПК тестирование технологии проводил головной институт РЖД в сфере информатизации и связи НИААС (Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте). Он проводил испытания услуг широкополосного доступа в Интернет, телевидения и сотовой связи еще в прошлом году (с 15 ноября по 30 декабря) на маршрутах Москва – Адлер, Москва – Екатеринбург, Москва – Мурманск и Москва – Климов. Однако авария спутника "Экспресс-АМ4" и отсутствие в России нормативно-правовой базы, регламентирующей использование VSAT-оборудования на транспорте, изменили планы, и тесты были перенесены на более поздний срок. "Правда, с выходом решения ГКРЧ №11-12-01 от 8 сентября 2011 г. ситуация принципиально изменилась, и можно надеяться на реализацию услуг ШПД на транспорте с помощью спутниковых технологий, что особенно актуально для нашей страны", - пояснял ранее представитель НИААС.
По результатам тестирования на 80% пройденных участков технология обеспечила интернет-доступ в вагонах на скорости до 4 Мбит/с. "На участке Москва - Адлер зафиксированы наилучшие результаты, а сигнал высокого уровня присутствовал практически на всем маршруте, что говорит о принципиальной возможности реализации пассажирам востребованного сервиса в поездах ОАО "ФПК" в преддверии зимней Олимпиады в Сочи", - уточнила пресс-служба ФПК.
По словам руководителя ComNews Research Марины Коробовой, перспективы у сервиса положительные. "Наличие доступа в Интернет для многих не телекоммуникационных отраслей сейчас становится преимуществом и требованием пользователей. Поэтому инициатива РЖД позволит, может быть, повысить лояльность к поездам бизнес-путешественников, так как теперь им не придется отрываться от рабочего процесса надолго. При нынешних тенденциях цифровизации общества это ожидаемое решение", - полагает она.
Андрей Федосеев