Продолжается реализация программы «Горэлектротранса» «Сохраняя историю, движемся в будущее», рассчитанной на 8 лет. Контракты поставок заключены на 2022-2023 годы, и согласно им, транспорт будет поставляться партиями в течение всего этого срока. Всего планируется поставить 286 троллейбусов и 192 трамвая.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов отметил, что транспортная реформа подразумевает обновление не только подвижного состава, но и инфраструктуры. Уже модернизированы 5 трамвайных парков, 4 троллейбусных и один смешанный. На эти нужды, а также на обновление контактной сети, путевых систем и путевого хозяйства потрачено 123 млрд. рублей. Городской транспорт становится более современным не только внешне – в его работе начинают широко применяться высокие технологии, такие, как искусственный интеллект и Интернет вещей.
Одной из главных «изюминок» новых петербургских трамваев является система активной безопасности и помощи водителю «Cognitive Tram Pilot», разработанная компанией Cognitive Pilot (совместное предприятие Cognitive Technologies и Сбера). Компания осуществляет разработку систем для умного транспорта: железнодорожного, городского и агропромышленного.
В состав системы «Cognitive Tram Pilot» входят видеокамеры, радары миллиметрового диапазона, сенсоры и вычислительный блок. Рабочая частота радара – 24 Ггц, при этом угол обзора составляет 160 градусов, а дальность – 150 метров. Погодные условия (дождь, туман, холод, снег) и уровень освещенности (темнота или ослепление светом) не влияют на работоспособность приборов. По периметру одного трамвая может находиться до 20 камер и до 10 радаров. ПО, управляющее трамваем, содержит картографическую систему и может определять местоположение транспортного средства на маршруте с точностью до 20 см.
Технология искусственного интеллекта на основе нейронных сетей позволяет обрабатывать данные, полученные с камер и радара. Система «умеет» считывать информацию датчиков: с какой скоростью и в каком направлении передвигаются обнаруженные в области обзора объекты, какой сигнал горит на светофоре, она отличает пешеходов на остановке или на дороге, а также столбы от других объектов. Если ситуация требует вмешательства, система подает водителю определенные предупреждающие сигналы – например, в случае обнаружения на путях пешехода или транспортного средства. Если реакции водителя не поступило, срабатывает экстренное торможение. Это помогает предотвратить столкновение в ситуациях, когда водитель почувствовал себя плохо или утратил концентрацию.
Состав решения Cognitive Tram Pilot. Источник: cognitivepilot.com
Помимо внешних факторов, системой контролируется также скоростной режим трамвая, который не должен превышать максимально допустимые параметры для данного участка дороги и эксплуатации конкретного транспортного средства. Например, при входе в поворот система требует сбавить скорость, чтобы трамвай не сошел с рельсов.
Оборудование более, чем на две трети состоит из отечественных компонентов, и на данный момент продолжаются его доработки в контексте импортозамещения.
Добавим, что в Петербурге также проходит реализация проекта «RetroFuture-24» – в рамках которого создаются трамваи, снаружи выглядящие в ретро-стиле, а внутри оснащенные в соответствии с самыми современными стандартами, с точки зрения как автоматизации, так и удобства пассажиров. Ретро-транспорт также снабжается системой активной помощи водителю. Предполагается, что новые ретро-вагоны будут активно задействованы в туристических маршрутах, такие трамваи планируется снабдить большими экранами и экскурсионными программами.
Троллейбусный парк в Петербурге также обновляется: 97 единиц из всех новых машин будет поставлено белорусской компанией «Белкоммунмаш». Новый транспорт отличается максимальной площадью низкого пола, что дает возможность пассажирам разместиться с большим комфортом. В троллейбусах предусмотрены места для маломобильных граждан. Одинаковый размер оконных и дверных проемов позволяет унифицировать стекла и другие конструкции. А литий-ионные батареи дают автономный ход с минимальным запасом 20 км., с возможностью его расширения на магистральных участках до 25 км. Заряд батарей пополняется либо в процессе движения от контактной сети, либо от зарядной станции.
Кроме белорусского транспорта, из Вологды получены троллейбусы «Авангард», снабженные системой, позволяющей контролировать степень усталости водителя. В случае, если водитель почувствует себя плохо или заснет, произойдет автоматическое плавное торможение. Также в новых троллейбусах предусмотрен раздельный климат-контроль для кабины водителя и пассажирского салона. В салоне расположены камеры наблюдения, USB-розетки для пассажиров и терминалы безналичной оплаты проезда, имеется точка доступа Wi-Fi. Сидение кондуктора подогревается в холодный период. Ещё одна система контролирует количество вошедших пассажиров, сравнивая его с количеством оплативших проезд.
«Авангарды» тоже обладают небольшим запасом автономного хода для того, чтобы безопасно объехать препятствие или аварию на дороге независимо от контактной сети. Автоматическое опускание токоприемников позволяет водителю не выходить из кабины в этом случае.
Работа по обновлению транспортного состава будет продолжаться в Петербурге до 2028 года. Планируется также закупить электробусы и вагоны поездов метро, сообщили в Смольном. Приоритетным фактором при выборе транспорта для закупки является баланс между энергоэффективностью подвижного состава, комфортом пассажиров и безопасностью на дороге. Кроме того транспорт должен подходить для маломобильных групп населения.
Однако, если технически транспорт уже готов к беспилотному перемещению по городу, нормативы для его внедрения пока еще не до конца подготовлены. Например, существует моральный аспект в случаях дорожных происшествий, уточнял директор СПБГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин в феврале 2022 г. на конференции «Умный город. Комплексный подход».