Как показала недавняя проверка Счетной палаты результатов выполнения ФЦП, полноценно пользоваться единым номером вызова экстренных служб «112» могут всего 28% россиян. В 73 регионах страны система «112» не развернута полностью, хотя ФЦП была официально завершена еще в 2017 г.
Согласно федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 гг.», новая система экстренного вызова полиции, пожарных и скорой должна была заработать в полном объеме во всех регионах страны уже в 2017 году.
Концепция создания системы «112» была одобрена правительством в августе 2008 г. Сам единый номер вызова экстренных служб «112» был утвержден постановлением правительства еще в 2004 г. Исполнителями ФЦП были МЧС, Минкомсвязи, Минздрав, МВД и ФСБ России, а также 85 регионов. Из них 76 получили на реализацию программы субсидии из федерального бюджета. В 2015 г. ФЦП была включена в госпрограмму «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
На момент принятия ФЦП к реализации предполагалось выделить на ее осуществление 40,4 млрд руб., в том числе 22,9 млрд руб. из федерального бюджета.
В 2018 году Счетная палата провела исследование, чтобы проверить выполнение ФЦП. Результаты проведенной проверки показали, что системой вызова экстренных служб по единому номеру «112» могут полноценно пользоваться всего 28% населения России, которые проживают на 15% территории страны. Это связано с тем, что в 73 регионах развертывание системы так и не было завершено, несмотря на окончание работ еще в 2017 году.
Общий объем финансирования, реально выделенный на осуществление данной ФЦП, превысил 14 млрд руб. Средства поступали из бюджетов различного уровня. По данным СМИ, в реальности выполнение ФЦП было профинансировано на треть (34,65%) от намеченного объема при запуске программы.
Эту же причину неудовлетворительного исполнения ФЦП отметила заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова. С ее слов, финансирование ресурсного обеспечения ФЦП было сокращено в несколько раз по сравнению с изначальными планами, с 65 млрд руб. до 11 млрд руб., учитывая в том числе средства регионов. Такая ситуация, со слов Чистовой, сложилась в результате утраты программой приоритета, который снижался из года в год. В то же время МЧС России не обеспечила привлечения достаточного объема дополнительных средств из внебюджетных источников и региональных бюджетов.
Другой причиной того, что система «112» до сих пор не развернута полностью, стало отсутствие оптимального взаимодействия между ведомствами, говорится в отчете Счетной палаты. В частности, система недостаточно интегрирована с ведомственными дежурными службами. Например, в 17 регионах из нее нельзя автоматически передать данные экстренного вызова в службы «01», «02» и «03». В результате службы реагирует на вызов позднее, чем могли бы.
В то же время, Счетная палата отмечает, что даже в неполноценным виде система «112» сделала реагирование экстренных служб на вызовы более оперативным. Это помогло уменьшить количество жертв и пострадавших, а также размер ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий. Аудиторы палаты отмечают также большое общественное значение, которое получил этот проект для населения страны.
По итогам проверки Счетная палата собирается направить письмо президенту России и информационное письмо в МЧС России. Отчет о проверке будет передан также Федеральному Собранию, а также руководителям контрольно-счетных органов Республики Башкортостан, Рязанской и Свердловской областей.
Счетная палата намерена в будущем предпринять повторную контрольную проверку итогов создания системы «112». Следующая проверка пройдет после принятия проекта федерального закона «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации», который сейчас готовит МЧС, и получения опыта практической реализации этого закона.