По предварительным подсчетам специалистов "Евросети", объем продаж на российском рынке сотового ритейла за первую декаду января 2016 года сократился на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наименьшим спросом пользовались аудио и видео аппаратура, прочая портативная техника, а также luxury-продукты. Спрос на смартфоны и сотовые телефоны, по сравнению с прошлогодним, снизился на 21% и 38% соответственно. Сокращение спроса на компьютеры и планшеты составило 23% и 7% соответственно.
"Рост цен, практически, во всех товарных группах не смог вывести динамику выручки в плюс. Выручка от продаж смартфонов сократилась на 10%, сотовых телефонов – на 32%. Сегменты компьютеров и планшетов в деньгах снизились на 18% и 15% соответственно", - отметила PR-директор "Евросети" Ульяна Смольская. По данным ритейлера, средняя цена на смартфоны за год выросла на 14%, на сотовые телефоны – на 10%.
В предпраздничные дни и новогодние каникулы уровень спроса соответствовал прогнозам, отметили в "Связном". "Рост продаж был сезонным, ажиотажа, когда люди пытались сохранить сбережения, вкладывая деньги в гаджеты, как год назад не было", - отметила PR-директор ритейлера Мария Заикина.
В салонах "МегаФона" в праздничные дни (1-10 января 2016 г.) продажи смартфонов выросли на 26% в штуках и на 11% в рублях, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, средняя цена устройств оказалась на 10% ниже. Количество посетителей салонов "МегаФона" осталось на уровне прошлогодних праздников, сообщили ComNews в пресс-службе оператора.
В ритейл-сети "Билайна", по сравнению с ноябрем, продажи выросли вдвое. "В то же время продажи этого года в декабре и начале января оказались меньше продаж прошлогоднего периода, который характеризовался сверхажиотажным спросом на все – люди, в условиях неопределенности, стремились скупить по максимуму все товары. В этом году продажи вернулись на нормальный для них "новогодний уровень", - сообщила пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева.
Аналогичная ситуация и в ритейле МТС. "В декабре мы зафиксировали кратное увеличение продаж гаджетов в своих салонах, однако динамика роста меньше, чем в прошлом году, когда мы наблюдали ажиотажный спрос на гаджеты в связи с волатильностью курса рубля", - сообщил пресс-секретарь ПОА "Мобильные ТелеСистемы" Дмитрий Солодовников.
Аналитики "Связного" отметили изменение структуры продаж – покупатели стали чаще экономить даже в праздничный период, обращать больше внимания на соотношение цены и функционала гаджета, а также выбирать в качестве подарка более бюджетные устройства. В первые дни января наилучшую динамику показал сегмент "умных" аксессуаров - выручка от их реализации в "Связном" выросла более чем на треть в целом по компании и почти на 50% в онлайн-канале. Традиционно, в праздничные дни в "Связном" россияне покупали больше флагманских устройств, чем в другие месяцы, но при этом, чаще брали гаджеты в кредит.
Лидерами по продажам в салонах "МегаФона" стали устройства по цене 1990 рублей от ZTE и Micromax. "Любопытно, что выросли продажи не только смартфонов, но и обычных телефонов (на 7%), а также планшетов. Среди них самым популярным был планшет с комплектом для водителя - планшет с навигационными программами, держатель для приборной панели, автомобильное зарядное устройство и специальный тариф", - отметила руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юлия Дорохина.
Самыми продаваемыми смартфонами в праздничные дни в салонах "Билайн" стали iPhone 5S, ZTE L4, Билайн Смарт 5, Alcatel 5017, сообщили ComNews в пресс-службе оператора.
По словам Дмитрия Солодовникова, в рознице МТС рекордным спросом пользовались флагманские смартфоны Samsung – при их покупке оператор зачисляет абонентам на счет бонусное вознаграждение.
В магазинах "М.Видео" покупатели в праздничные дни чаще всего выбирали в качестве подарков iPhone 6S/6. "В первые недели года мы видим рост продаж по сравнению с 2015 и 2014 годами, хотя в начале года (первые несколько месяцев) обычно происходит затишье в активных покупках. На ситуацию могло повлиять решение многих россиян остаться на новогодние каникулы в стране или провести их на ближайших курортах", - сообщили ComNews в пресс-службе ритейлера.
В 2016 году продажи смартфонов продолжат расти, но вместе с тем будет расти и средняя цена мобильных устройств, прогнозируют аналитики "МегаФона". Из-за падения курса рубля увеличивается себестоимость гаджетов. К тому же потребители постепенно заменяют дешевые устройства на более дорогие. Еще одним трендом наступившего года, по предположению специалистов компании, может стать рост продаж бандлов (предложений "смартфон специальной цене + интернет-опция") – в период кризиса такие предложения привлекательны для тех, кто экономит.
Эксперты "Связного" считают, что кардинальных изменений в потребительском поведении в наступившем году не произойдет. "Покупатели по-прежнему будут рационально подходить к выбору устройства, ждать от ритейлеров удобных условий покупки и покупать страховые продукты, стремясь максимально обезопасить себя от выхода гаджета из строя", - заявил директор по развитию продаж ГК "Связной" Рустам Шубенок. В компании ожидают роста продаж "умных" аксессуаров, а также смартфонов с большим экраном (фаблетов) и с поддержкой LTE.
Специалисты "М.Видео" считают, что покупатели в 2016 году будут выбирать устройства известных брендов и проверенных производителей. По их мнению, покупка техники сейчас имеет инвестиционную составляющую – люди приобретают товары для длительного и комфортного пользования.
Виталий Акимов