Тысячам россиян, с 12 марта, ежедневно приходит около 50 писем одинакового содержания с разных адресов почтового сервиса Google (gmail.com). Среди получателей оказались владельцы персональных почтовых ящиков на mail.ru и yandex.ru, сотрудники таких структур, как Российская национальная библиотека, Госдума, аутсорсинговая компания "Аккаунтор", PR-агентство Arena, новосибирский аэропорт Толмачево, "Ростелеком", УК "Альфа-Капитал", "Альфастрахование", НОВАТЭК, консульства РФ в Стамбуле, Хургаде, Зальцбурге и даже службы бронирования московских отелей "Холидей Инн Сущевский", "Холидей Инн Лесная" и Lotte.
Некоторые россияне получают звонки с украинских номеров +380 73 ХХХ-ХХХХ (из сети оператора lifecell) и слышат записанное сообщение Владимира Зеленского.
Формально это спам, но одновременно - попытка остановить действия, начатые Россией на территории Украины. В спам-письмах, в частности, говорится: "Уважаемый друг. Я посылаю это письмо, чтобы выразить мою озабоченность безопасностью наших детей на этой планете. … Украина - это независимая страна, и люди Украины хотят сами решать, как они хотят жить и что им надо делать".
Правда, в конце каждого письма содержится инструкция по скачиванию анонимного браузера Tor в качестве способа "обойти блокировку ресурсов, введенную российскими властями".
"Я в целом за мир, но получив за последние трое суток около 200 однотипных писем с адресов на gmail, я начал звереть. Тем более все адреса отправителей явно фальшивые, например: novocaine1001@gmail.com, classyyev@gmail.com, petraholderer1@gmail.com, mmmartammmm@gmail.com, aalfa.boxer@gmail.com. Если у отправителей действительно были бы благие цели, они ограничились бы одним письмом каждому адресату, в идеале - от легального отправителя", - рассуждает один из получателей таких писем, поделившийся ими с ComNews.
"Мы действительно фиксируем новый вид голосового спама и несанкционированных сообщений. Звонки с использованием подменных номеров и SMS поступают из-за границы. Такие вызовы и сообщения становятся дополнительным фактором тревоги для людей и несут риск финансовых потерь, - сообщила корреспонденту ComNews пресс-служба Tele2. - Мы стараемся максимально оградить клиентов от нецелевых звонков и SMS, обрабатывая их так же, как спам и мошеннические вызовы. То есть распознавая по массовости обзвона и рассылок, продолжительности вызова и реакции на них клиента. Кроме того, уведомлением в личном кабинете мы предупреждаем клиентов о новом виде нежелательных сообщений и призываем по возможности самим также блокировать такую коммуникацию".
Независимый эксперт в сфере ИТ Вадим Плесский отметил, что эти письма - типичный спам, с примесью пропаганды. "По ссылке в конце письма лучше не переходить - неизвестно, что под ней. Или делать это в режиме инкогнито (браузер Chrome) либо в защищенном контейнере (браузер Firefox). В предложении использовать браузер со встроенным VPN нет ничего особенного. Различных VPN-сервисов много, и ряд браузеров действительно имеют встроенную интеграцию с ними. А вот эффективность таких почтовых рассылок под вопросом. Сам по себе "почтовый спам" немногим эффективнее раздачи листовок на площади. Большинство людей не читают письма с незнакомых адресов, тем более спам, плюс такие письма эффективно фильтруются почтовыми фильтрами. Гораздо интереснее и эффективнее формат коммуникации в соцсетях и мессенджерах. Именно здесь и разворачивается настоящая "информационная война", - рассказал он.
Вадим Плесский подчеркнул, что некоторые соцсети заняли определенную позицию и не стесняются использовать все доступные им методы для продвижения угодной им точки зрения. "Любое действие создает противодействие. Именно результат таких баталий мы сейчас и наблюдаем. Людям с неустойчивой психикой, легко попадающим под влияние, можно порекомендовать в данный момент отключить все соцсети и мессенджеры и активировать фильтр по автоматическому удалению спама. Это сохранит их психику и позволит избежать повышенной нервозности", - посоветовал эксперт.
Юлия Мельникова