Российские суды начали удовлетворять все более экзотические иски по правам на доменные имена в Сети. Девятый арбитражный апелляционный суд принял решение о изъятии доменного имени hh-hr.ru у иркутской компании HH&HR. Новый владелец домена — «дочка» Mail.ru, рекрутинговый портал HeadHunter.
— Всё изощреннее битвы, всё изощреннее доводы у владельцев товарных знаков. Всё больше товаров уходит в интернет. Споры за доменные имена набирают популярность, — отмечает начальник юридической службы Координационного центра национального домена сети интернет Сергей Копылов.
— Пока мы еще не получили [домен]. Но в любом случае коммерческих планов на него сейчас нет, — рассказал «Известиям» руководитель юридического департамента HeadHunter Юрий Донников. — Возможно, когда домен будет передан нам, просто поставим переадресацию на наш основной — hh.ru.
По адресу hh-hr.ru находился сайт иркутского кадрового агентства HH&HR. Представители московского ООО «Хэдхантер» (100% принадлежит Mail.Ru Group) посчитали, что на этом портале нарушаются его права на товарный знак. Действительно, московская фирма владеет несколькими товарными знаками, в которые входит сочетание букв HH. Знаков, содержащих сочетание HR, судя по сайту Роспатента, у столичной фирмы нет. Тем не менее, представлявший в суде интересы «Хэдхантера» юрист Антон Серго считает, что название hh-hr.ru похоже на бренды его клиента до степени смешения.
Иркутская компания, по словам ее представителей, брендов не регистрировала.
— В конце прошлого года на нас вышли представители компании «Хэдхантер» и сообщили, что мы используем их товарный знак, — говорит директор кадрового агентства HH&HR Гульнара Шорина. — Мы предлагали досудебное урегулирование спора. Мы готовы были передать им безвозмездно домен, но просили дать время на перенос сайта на другой адрес. Они обратились в суд. Мы поняли, что с «Хэдхантером» и Mail.ru бороться невыгодно. Это означало бы большие расходы, тем более что судиться предстояло в Москве.
Как пояснила Шорина, «Хэдхантер» подала в суд не только на владельца домена, но и на компанию — регистратора доменов, которая зарегистрирована в Москве, поэтому все слушания проходили в столице.
— Мы не заявляли финансовых требований, — рассказал Донников. — Единственная цель заключалась в том, чтобы прекратить путаницу в глазах наших клиентов.
В результате иркутская компания решила изменить название, купить новый домен и начать раскручивать его. У сайта hh-hr.ru была посещаемость порядка 100 человек в сутки.
По мнению доменного брокера Павла Гросс-Днепрова вынесенное судом решение выглядит очень странно.
— Наша судебная система очень странная. Забрали домен у людей, которые правомерно его зарегистрировали, для работы, а не для перепродажи. Выходит, если у человека есть товарный знак ТВ, например, по классу трусов, то он может подавать в суд на «Первый канал»? — удивляется Гросс-Днепров.
В конце прошлого года «Хэдхантер» уже судилась за домен headhunter24.ru и выиграла процесс.
— Так сложилось, что эти два дела произошли одно за другим. Если в будущем будут появляться и другие сайты, где домены похожи на наши товарные знаки до степени смешения, то и к ним мы будем предъявлять претензии, чтобы защитить свои интересы, — резюмировал Донников.
Подобные судебные дела имели место и с другими организациями. Например, индивидуальный предприниматель, занимающийся разработкой и реализацией аппарата для стабилизации артериального давления «Онега», обратился в Арбитражный суд Москвы с иском против владельца домена onegamed.ru. В конечном итоге суд запретил ответчику использование доменного имени и взыскал с него 500 тыс. рублей компенсации за незаконное использование товарного знака и 57 тыс. рублей на оплату судебных расходов истца.
Владимир Зыков