Связь с космосом прервалась

Глава "АРС" Александр Аристов добился в суде отмены скандального приказа Минтранса, обязующего устанавливать на автобусах и грузовиках аппаратуру ГЛОНАСС. Только за ее обслуживание местным перевозчикам приходилось платить до 6 млрд рублей в год.

По иску петербургской транспортной компании "Малое предприятие "АРС" Верховный суд РФ отменил приказ Минтранса № 20 "Об оснащении транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС / GPS". Документ подписал еще в 2012 году бывший министр транспорта Игорь Левитин. С 1 января 2013 года он вступил в силу для грузовиков и автобусов, а с 1 января этого года — для маршруток. Из текста приказа следует, что оборудование навигационными системами транспортных средств производится с целью повышения безопасности движения.

Перевозчики охотно пользуются для слежения за своим транспортом технологией GPS, что позволяет избегать перерасхода топлива. Соответствующие услуги предоставляет множество компаний — продавцов GPS–оборудования. Но с появлением приказа им пришлось нести расходы на установку еще и оборудования альтернативной российской системы "ГЛОНАСС", а также ежемесячно платить за его обслуживание, обработку и передачу данных. По оценкам участников рынка, только за обслуживание аппаратуры перевозчикам Петербурга и Ленобласти приходится платить примерно 4 – 6 млрд рублей в год — это около 1% от совокупного оборота транспортных компаний обоих регионов. На всю эту сумму претендовала компания, аффилированная с семьей бывшего вице–губернатора Ленобласти Николая Пасяды.

Информация о движении транспортных средств должна была поступать от автобусов и грузовиков в автоматизированный центр контроля и надзора (АЦКН — по сути сервер, аккумулирующий все данные) территориального управления Ространснадзора, а далее передаваться в Москву, в центральное управление Ространснадзора.

Однако в надзорном ведомстве не спешили с открытием АЦКН. Приказ о его создании на базе своих территориальных отделений Ространснадзор издал только в июле 2013 года, спустя полгода после вступления в силу приказа № 20. А в октябре 2013 был объявлен конкурс по устройству помещений под АЦКН на базе Северо–Западного управления государственного автодорожного надзора (СЗУГАДН, структура Ространснадзора).

Время поджимало, а поскольку нормативных актов, регламентирующих взаимодействие перевозчиков с надзорным органом, Минтранс РФ не издал, то чиновники СЗУГАДН решили делегировать часть своих полномочий коммерческим структурам.

"ДП" первым написал об этой истории в сентябре прошлого года, в статье шла речь о том, что чиновники Северо–Западного управления госавтодорнадзора настойчиво рекомендуют руководителям транспортных компаний заключать договоры с ООО "ГЛОНАСС Северо–Запад" (ГСЗ), владеет которым 23–летний Артем Матяш — родственник бывшего вице–губернатора Ленобласти Николая Пасяды. Чиновники ссылались на соглашение с этой фирмой. Фактически ГСЗ становился единственным посредником по обмену данными между перевозчиками и Ространснадзором.

Предпринимателям предстояло закупать у ГСЗ оборудование, устанавливать его на автомобили, а также заключать договор на сервисное обслуживание, передачу и обработку данных. Кроме этого, перевозчики должны были провести тестирование оборудования в этой организации, а затем получить свидетельство об оснащении транспортных средств оборудованием ГЛОНАСС, без которого перевозчик лишился бы лицензии.

Тарифы ГСЗ, как уверяют перевозчики, в 3 – 4 раза выше среднерыночных — ежемесячная плата за абонентское обслуживание составляла 700 – 900 рублей.

Большинство участников рынка, зачастую выполняющих все нормативные требования Минтранса, не стали рисковать бизнесом и спорить с надзорным органом, послушно выполняли все его требования без лишних вопросов.

Однако Союз перевозчиков и экспедиторов Северо–Запада в лице председателя пассажирской секции гендиректора ООО "МП "АРС" Александра Аристова не согласился с такой позицией и на встрече с главой СЗУГАДН попросил представить соглашение с ГСЗ, желая понять, на каком основании полномочия органа госвласти передаются коммерческой организации.

"Господин Куликов отказался предоставить договор и обосновать свои действия. Это, собственно, и стало причиной конфликта", — говорит Александр Аристов. Правда, отмечает собеседник "ДП", впоследствии госфункции были переданы еще ряду других операторов. Но все они должны были передавать информацию в компанию Артема Матяша.

Александр Сологуб
Полный текст статьи опубликован в газете «Деловой Петербург» № 93 (4062)

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: ГЛОНАСС