Гипермаркет во Владимире расположен в торговом центре «Крейсер» по адресу проспект Ленина, 46. Площадь магазина составляет 2 тыс. кв. метров. Ассортимент магазина насчитывает более 25 тыс. наименований различных товаров электроники и бытовой техники. Гипермаркет сети, открывшийся в Балашихе по адресу микрорайон Салтыкова, Носовихинское ш., вл. 4, имеет площадь более 2,3 тыс. кв. метров. Суммарные инвестиции в открытие двух гипермаркетов «Техносила» составили более $2,7 млн
Как отмечает директор по связям с общественностью сети «Техносила» Надежда Сенюк, одна из основных стратегических задач сети – активная региональная экспансия. «Современные форматы торговли электроникой и бытовой техникой востребованы не избалованными покупателями региональных городов. Большой и сбалансированный ассортимент, качество товаров, высокий уровень сервиса, большой набор дополнительных услуг и низкие цены – вот то, что позволяет гипермаркету в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции в городе»,- отметила Надежда Сенюк. «Техносила» проводит активную региональную экспансию: только за 2006 год и 10 месяцев 2007 года под брендом «Техносила» начали свою работу 46 гипермаркетов и 56 магазинов-франчайзи (по данным компании на начало ноября 2007 года). До конца 2007 года сеть откроет еще не менее 17 собственных магазинов и 30 магазинов по франчайзинговому договору. В планах сети «Техносила» к концу 2010 году занять от 20 % до 65 % рынков региональных городов.
Отметим, что «Техносила» в последнее время проводит активную региональную экспансию и в Центральном федеральном округе регулярно открываются магазины сети (см., например, новость дайджеста от 25 октября 2007 г.). По данным аналитического департамента компании «Техносила», на долю сети на начало ноября приходилось 27 % рынка Центрально-Черноземного дивизиона. Что касается выручки с квадратного метра в Центрально-Черноземном дивизионе, то ее прирост за 9 месяцев 2007 года составил 64 %, что несколько больше аналогичных показателей других регионов: в Московском дивизионе прирост оборота с квадратного метра торговой площади за указанный период составил 22 %, в Северо-Западном дивизионе – 25 %, в Южном дивизионе – 38 %, Казанском дивизионе – 7 %, в Поволжском дивизионе – 46 %, Уральском дивизионе – 10 %, в Сибирском дивизионе – 16 %. Однако доля Центрально-Черноземного дивизиона в объеме продаж сети «Техносила» не самая высокая из регионов и составляет 6,97 %. Для сравнения: доля Северо-Западного дивизиона в объеме продаж сети «Техносила» - 6,57 %, Южного – 11,59 %, Казанского – 7,37 %, Поволжского – 9,49 %, Уральского – 9,71 %, Сибирского дивизиона – 8,31 %.
Интересно, что, по данным Росстата, в ЦФО наблюдается стабильный рост денежных доходов населения: в мае текущего года среднедушевой доход здесь составлял 15400,6 рубля, в июне - 16151,5 рубля, в июле - 16379,5 рубля, таким образом, увеличение за два месяца составило 978,9 рубля. Что касается потребительских расходов на душу населения в этом регионе, то они также выросли: май - 11121,7 рубля, июнь – 11211,8 рубля, июль – 11549,8 рубля; рост за два месяца – 428,1 рубля. В целом по России оба показателя тоже демонстрируют положительную динамику, хотя в некоторых федеральных округах и наблюдаются спады: например, если в июне в СЗФО среднедушевой доход вырос (на 1471,6 рубля), то в июле он уменьшился (на 415,4 рубля), хотя рост потребительских расходов сохранился.
В компании отмечают, что российский рынок бытовой техники и электроники за последние полтора-два года снизил темпы роста: если еще в 2005 году прирост электробытового рынка составлял 20-25 %, в 2006 году – 16 %, то, по прогнозам, в текущем году этот показатель снизится до 9 %. Именно этим обусловлена стратегия «Техносилы» на ближайшие 5-7 лет, предполагающая сочетание экстенсивного и интенсивного путей развития. В этот период компания планирует продолжить региональную экспансию с акцентом на освоении городов с населением «100 тысяч +» и начать внедрение в сети ряда программ по более эффективному использованию уже существующих площадей. В частности, с конца 2007 года «Техносила» приступает к реализации новой бизнес-концепции «Клиентская корзина», предусматривающей адаптацию ассортиментной, маркетинговой и сервисной политики, а также переориентацию персонала на комплексное обслуживание клиента.
Как отметила Надежда Сенюк, «сервис и борьба за лояльность покупателя в нынешних условиях рынка становятся важнейшими составляющими торговли. С начала сентября, в преддверии высокого сезона, розничная сеть «Техносила», исходя из основного позиционирования сети как «Магазинов здравого смысла», начала внедрение на всех уровнях розницы новой торговой концепции «Клиентская корзина». Ранее такой подход использовали в своей деятельности только продуктовые сети. Непродуктовые же выстраивали ассортиментную политику, формируя самостоятельные товарные категории, которые, зачастую, ничем не были связаны друг с другом, кроме как общим соответствием ценовой и брендовой политике сети. Клиентская корзина – это оптимальный набор продуктов (техники), которые дополняют друг друга во всех товарных категориях и ценовых сегментах. Клиентская корзина используется как основной принцип при формировании ассортиментной матрицы и спектра предлагаемых услуг».
Надежда Сенюк рассказал, что внедрение концепции «Клиентская корзина» потребует значительного переоборудования магазинов: изменится не только расположение товаров на полках, но и навигация по залу, появится иное торговое оборудование. Навигация по залу должна быть простой, нужный клиенту отдел должен находиться легко, кроме того, к клиенту сразу должен подойти продавец, основная задача которого – предложить дополнительное оборудование, о котором покупатель может быть и не осведомлен, соответственно возрастает значение наличия различных аксессуаров в магазине. Один магазин нового формата уже есть: он расположен в торговом центре «Мега» в Москве.
Естественно, что новый подход предполагает и дополнительное обучение продавцов. «Именно продавец помогает при заинтересованности покупателя ненавязчиво сформировать клиентскую корзину. Продавец должен быть способен дать компетентную консультацию по выбору основной покупки и всего того, что может ее дополнить и оказаться полезным во время ее эксплуатации, - пояснила Надежда Сенюк. – Задача продавца, например, при покупке фотоаппарата посоветовать весь спектр аксессуаров, которые помогут раскрыть и максимально использовать его функциональные возможности; при покупке стиральной машины обеспечить потребителю доставку до дома и ее установку под ключ, а к красному холодильнику предложить, на всякий случай, красный чайник. Задача сети – предоставить лучшую цену на основной продукт, а задача продавца – лучшую консультацию и обслуживание». Что касается обучения, то для этого компанией создан «е-портал» - учебный интернет-портал, в рамках которого продавцы проходят курсы повышения квалификации и получают новую информацию о новинках рынка.
Кроме того, в этом году «Техносила» приступила к реализации одного из самых серьезных этапов в программе по совершенствованию логистической системы сети – реформированию службы доставки, которая полностью будет передана на аутсорсинг. Модернизация начнется с московской службы, а затем отработанные технологии будут внедряться по всей сети. Проект планируется завершить к марту 2008 года. Помимо этого, «Техносила» вводит новую клиентскую услугу – доставка товаров из интернет-магазина сети в любою точку мира экспресс-почтой. Эта услуга начнет работать уже в конце 2007 года.
Отметим, что сегмент интернет-магазинов активно осваивается игроками рынка как бытовой техники и электроники, так и компьютерной техники. В частности, на днях о запуске интернет-магазина объявил еще один игрок - компания «Мастертрэйд», которая наравне с оператором связи в Москве и Московской области «Мастертел» входит в состав холдинга «Прайм Бизнес Групп». «Мастертрэйд» – компания, занимающаяся профессиональной поставкой компьютерной техники, серверного и телекоммуникационного оборудования ведущих мировых производителей. Летом 2007 года «Мастертрэйд», специализировавшийся до этого периода на консалтинге, проектировании и строительно-монтажными работах, поставках, монтаже и обслуживании телекоммуникационного оборудования и решений, сконцентрировал свою деятельность только на поставках. Среди основных преимуществ данного интернет-магазина в компании выделяют систему моментального выставления счетов. Заказчику предоставляется возможность выбора более чем из 3,5 тыс. позиций компьютерного оборудования, вплоть до расходных материалов и аксессуаров. Планы компании достаточно амбициозны: «Уже в течение полугода мы планируем войти в тройку лидеров московского интернет-рынка», - пояснил генеральный директор компании «Мастертрэйд» Александр Самодуров.
Автор: Алена Журавлева (info@ict-online.ru)