Минимальные затраты на проект составят $17-18 млн. Протяженность будущей сети в Калужской области - около 700 км. После Калуги планируется построить аналогичную сеть в Брянске и Красноярске. Тендер уже проведен, и поставщики оборудования выбраны, однако в РТРС пока не раскрывают имя победителя.
Директор Дирекции технического развития РТРС Николай Косенко сообщил репортеру ComNews.ru, что проект рассчитан на 3-4 года и уже одобрен правительством Калужской области. Обсуждается вопрос о внесении социальной составляющей этого проекта в программу развития области на 2005-2010 гг.
Волоконно-оптическая сеть нового поколения будет строиться на оборудовании пакетной передачи данных по технологии RPR. Данная технология позволяет динамически выделять необходимое количество канала и одновременно передавать трафик в обоих направлениях по кольцу. Это позволит транслировать до 200 каналов, осуществлять обмен сигнала с районными каналами, перегонять сигнал "из точки в точку", осуществляя стык с интернет-провайдерами, кабельными каналами. Почти закончена разработка собственной Set-top-box, без которой владельцы старых телевизоров не смогут воспользоваться цифровым телевидением. Set-top-box позволит принимать не только эфирные каналы, но и реализовать возможности от интерактивного ТВ (например, видео по запросу) до Интернет вещания и т.д. Set-top-box будет предоставляться клиентам бесплатно. Кроме того, телекомпании смогут самостоятельно выбирать параметры качества для передачи программ.
Николай Косенко сказал: "Социальный пакет с федеральными и региональными телеканалами будет предоставляться бесплатно. Пакет с 10-15 дополнительными каналами и Интернетом телезритель сможет получить за 150 рублей в месяц. Около 300 рублей будет стоить расширенный пакет, включающий весь спектр самых современных услуг. Видео по запросу обойдется зрителю в 30 рублей за один просмотр и может быть введено уже до конца этого года. Генеральный директор "Комкор-ТВ" Михаил Силин отметил, что в России пока не было прецедентов, чтобы операторы эфирных систем занимались коммерческой деятельностью.
По мнению Николая Косенко, этот проект интересен, прежде всего, кабельным операторам, интернет-провайдерам, телекомпаниям. Уже ведутся переговоры с "НикоТВ" - калужским телевизионным каналом. "Руководители местных районных каналов приветствуют наш проект, так как давно ищут возможность для взаимного обмена передачами", - добавил Николай Косенко.
Начальник отдела региональных компаний "Национальной кабельной сети" Александр Пьявкин сказал: "Этот проект интересен пока только операторам кабельного телевидения, находящимся в Калужской области, для операторов других регионов это имеет только лишь познавательный интерес. В общем, создать сеть в регионе можно, но главный вопрос любого инвестиционного проекта – его окупаемость. Подробно ознакомившись с докладом РТРС на заседании правительства Калужской области, опубликованном на сайте РТРС, могу сказать, что вопросов два: первый - как обеспечить мультисервисную сеть в масштабах не самого развитого в информационном и телекоммуникационном отношении региона с удельной стоимостью затрат $52 на абонента. Второй вопрос - нетипичный срок окупаемости для проектов такого уровня. Для того, чтобы его обеспечить необходимо провести огромную маркетинговую работу по продвижению современных услуг среди, в основном, сельского населения. Например, "Комкор-ТВ", работающий в столице более 5 лет, по информации агентства "Телеком форум вести", имеет на сегодня всего 8% коммерческих абонентов, из которых более половины подписаны на пакет стоимостью до $2. РТРС же хочет продавать услуги в Калуге и стоимостью $10. Я вижу основные трудности не в техническом решении, а в рыночных механизмах реализации проекта и, конечно же, в остром недостатке необходимых человеческих ресурсов", - отметил Александр Пьявкин.
Партнер независимого аналитического агентства ACM Consulting Александр Шатиков сообщил репортеру ComNews.ru: "РТРС в течение последних лет ищет способы обновления своей сети и предложения новых услуг конечным пользователям. Современные технологические платформы позволяют предлагать большое число интересных приложений, но их масштабное внедрение потребует огромных инвестиций. Как показывает опыт, основной проблемой внедрения подобных услуг в регионах является ограниченный платежеспособный спрос населения - сегодня массовая аудитория достигается только в случае, если предлагаемые услуги бесплатны или очень дешевы. Но это, как правило, увеличивает срок окупаемости проекта до 10 и более лет, что не вызывает особого энтузиазма у инвесторов, так как экономическая целесообразность проекта в этом случае под вопросом. Возможно, государственная компания и может пойти на предоставление услуг по низким ценам, но это, очевидно, будет проект с очень длинным сроком окупаемости".