Телефонные мошенники переехали и перестроились

В кон­це фев­ра­ля ак­тивность те­лефон­ных мо­шен­ни­ков в от­но­шении жи­телей Рос­сии и рус­ско­гово­рящих жи­телей дру­гих стран прак­ти­чес­ки сош­ла на нет. Эк­спер­ты свя­зывают это с тем, что боль­шая часть прес­тупных call-цен­тров ба­зиро­валась на тер­ри­тории Ук­раи­ны и на их "ра­боту" пов­лия­ло на­чало спе­цопе­рации. Од­на­ко уже во вто­рой по­лови­не мар­та они вновь ак­ти­визи­рова­лись, при этом сце­нарии атак адап­ти­рова­ны к те­кущей по­вес­тке. Не­кото­рые эк­спер­ты по­лагают, что мо­шен­ни­ки пе­рес­трои­лись, пе­реве­дя "биз­нес" в дру­гие ре­гио­ны, од­ним из ко­торых мог­ла стать При­бал­ти­ка.

В конце февраля, по данным МВД, количество случаев телефонного мошенничества многократно снизилось. Так, начальник УМВД по Севастополю Павел Гриценко в своем отчете Законодательному собранию города констатировал десятикратное падение количества обращений. Схожую оценку, со ссылкой на данные экспертов проекта ОНФ "За права заемщиков", дал ComNews директор ООО "Антифишинг" Сергей Володихин.

Есть и более скромные оценки. "Как сообщил в интервью изданию PlusWorld заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов, 70% мошеннических звонков жителям России идет из преступных call-центров из-за рубежа, причем главный их источник — территория Украины. Снижение активности злоумышленников совпало по времени с началом спецоперации на Украине, поэтому некоторые аналитики высказали предположение, что из-за ограничения трансграничных коммуникаций между Россией и Украиной мошенники лишились возможности совершать звонки, что и привело к резкому сокращению их активности", - продолжает Сергей Володихин.

Директор по развитию направления "Киберграмотность населения" "Ростелеком-Солар" Олег Седов также называет одним их факторов решение технических проблем с выводом денег, но не менее важным было время на перестройку работы и релокация. "Злоумышленникам потребовалось время, чтобы перевезти свой бизнес в другие регионы. В экспертном сообществе есть информация, что таким регионом могла стать Прибалтика", - говорит Олег Седов.

"Сценарии атак изменились в соответствии с актуальной информационной повесткой. Это прежде всего санкции, ограничение доступа банков к платежной системе SWIFT и различные предложения об инвестициях в криптовалюту для сохранения денег. Как и прежде мошенники целятся в обычных граждан, у которых есть счет в банке, используя их естественное желание сберечь накопления в условиях инфляции и нестабильной международной обстановки", - такими видит изменения в сценариях работы аферистов Сергей Володихин.

По мнению Олега Седова, мошенники всегда используют новостные поводы, и хотя наполнение схемы может меняться, но сам принцип остается неизменным. "Сценарии таких атак всегда одинаковы: мошенникам необходимо вывести жертву из состояния равновесия. Например, сейчас много фишинга на тему распродажи товаров со складов брендов, приостановивших свою деятельность на территории России. Или в отношении людей, оставшихся за границей, реализуют такую схему: им предлагают купить буквально последние билеты на последний борт до России", - говорит он.

При этом, по оценке Сергея Володихина, атаки в основном направлены на жителей России: "Попавшие в СМИ мошеннические инциденты направлены в первую очередь на граждан России. Об этом говорит довольно узкая "специализация" сценариев, поскольку санкционные ограничения, используемые мошенниками, не касаются других стран с большим количеством русскоговорящего населения".

Вместе с тем, отмечались случаи мошенничества в отношении русскоязычных граждан Израиля и Германии. В одной только Нижней Саксонии количество подобного рода эпизодов в 2021 году составило более 4 тыс. Как правило, в обеих странах жертвы выбирались из людей среднего и старшего возраста, ведущих замкнутый образ жизни.

По оценке Олега Седова, методы, используемые мошенниками, применимы и для атак на компании: "Компании атакуют через людей и здесь схемы ровно те же: вывести человека из состояния равновесия и дальше заставить его совершить интересующее злоумышленников действие".

По мнению Сергея Володихина, телефонные мошенники в подавляющем большинстве случаев специализируются на атаках физических лиц. "Именно на них рассчитаны практически все известные сценарии обмана. Причина такого явления состоит в множественных утечках из банков РФ сведений о физических лицах — владельцах банковских счетов. Эти данные используются в атаках и позволяют мошенникам втереться в доверие граждан", - говорит эксперт. По его оценке, атаки на компании для мошенников бессмысленны, поскольку, во-первых, на звонки все чаще отвечают голосовые роботы, общение с которым занимает у мошенников много времени, во-вторых, у мошенников отсутствует информация о том сотруднике, с которым он вступает в контакт, и, в-третьих, у сотрудника, который отвечает на звонки, скорее всего нет доступа к деньгам компании.

Яков Шпунт

Тематики: Мобильная связь, Безопасность

Ключевые слова: мобильное мошенничество