В 2020 году в России продано смартфонов на общую сумму 572,4 млрд рублей, что на 17% выше, чем в 2019-м. В штуках продажи выросли на 6% до 32 млн гаджетов, рассказал «Известиям» вице-президент по закупкам и развитию «Связного» Михаил Догадин.
Несмотря на то, что в течение первых девяти месяцев года сохранялась позитивная динамика с провалом в продажах в апреле из-за пандемии, к четвертому кварталу рост замедлился, отметил директор департамента «Мобильные средства связи и умный дом» компании «Марвел-Дистрибуция» Павел Вьюков. Причиной тому стал дефицит смартфонов на глобальном уровне. Он возник как из-за перебоя с производством гаджетов в Китае в начале года, так и санкций в отношении Huawei и ее бренда Honor (в ноябре Huawei продала Honor компании Shenzhen Zhixin New Information Technology). Последние события вызвали турбулентность в цепочке поставок комплектующих и их нехватку для других вендоров, добавил эксперт.
Samsung и Apple, по словам Павла Вьюкова, эти проблемы не затронули, так как у компаний есть собственные производственные мощности.
Ключевой перестановкой года стала резкая потеря Huawei и Honor доли на российском рынке, отметил Павел Вьюков. В начале года суммарно у брендов она составляла около 31% в штучном выражении, а к четвертому кварталу снизилась до 18% и продолжает сокращаться, добавил он.
В следующем году вендор снова будет пытаться завоевать рынок, полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Это приведет к довольно низким ценам на смартфоны среднего уровня, отметил он.
Лидером продаж в России по итогам неполного 2020 года остался Samsung, на втором месте — Xiaomi. Доля последнего выросла больше чем вдвое по сравнению с 2019 годом, отметил генеральный директор «Мегафон ритейл» Андрей Левыкин. На третьем месте — Honor, хотя его доля сократилась. По словам президента Honor в России, Турции и странах СНГ Тони Рана, доля компании на рынке РФ в категории смартфонов составила 21,5% за 11 месяцев этого года, что на 2,9% ниже показателя 2019 года за аналогичный период. Основная причина падения — влияние санкций США, добавил он.
При этом Apple сохранил по итогам года пятую позицию в России по продажам смартфонов в штуках, указал Андрей Левыкин.
Россияне в этом году стали выбирать более дорогие смартфоны — средняя стоимость мобильных устройств в 2020-м увеличилась на 9% до 17,7 тыс. рублей, отметили в МТС.
Значительное влияние на рост среднего чека оказал переход людей на удаленную работу и учебу: повысилась потребность в количестве гаджетов на семью, считает Михаил Догадин.
В последние месяцы растет спрос на смартфоны верхнего ценового диапазона — дороже 40 тыс. рублей, добавил Андрей Левыкин. По его словам, покупатели отдают предпочтение устройствам с большим экраном и высокой производительностью для удаленной работы и дистанционного обучения. При этом они реже пользуются кредитом и рассрочкой, отметил эксперт.
Россияне активно скупают смартфоны из-за скачков курс рубля, считает Эльдар Муртазин. По его словам, в ожидании ухудшения экономической ситуации люди стремятся купить более дорогую модель. При потребители рассчитывают, что гаджет прослужит им дольше — три или четыре года вместо двух, полагает аналитик.
Доля бюджета граждан на категорию «смартфоны» продолжает расти и по итогам года достигнет максимальных значений за все время наблюдений, отметил директор по закупкам «Ситилинк» Олег Пчельников. Раньше россияне тратили 2% от своего годового бюджета на мобильные телефоны, сейчас — 3%, уточнил он. Из статистики «Ситилинка» видно, что переток расходов россиян в категорию смартфонов вызван не снижением продаж в других сегментах, а дополнительными расходами домохозяйств на эти устройства. Россияне тратили на новые гаджеты деньги, сэкономленные на несостоявшихся из-за ограничений поездках за границу, походах в рестораны и кинотеатры, пояснил он.
В 2020 году потребительский спрос на гаджеты перешел в онлайн. Количество проданных смартфонов у МТС через интернет выросло на 60%, отметили в пресс-службе ритейлера. В Xiaomi переход продаж смартфонов в Сеть назвали главным трендом года.
Huawei в 2020 году поменял стратегию запуска ряда продуктов, переориентировав ее на интернет: онлайн-продажи, онлайн-продвижение и даже онлайн-презентация вместо традиционного мероприятия, рассказал Тони Ран. Также изменения коснулись и взаимодействия компании с партнерами-ритейлерами, с которыми Huawei существенно усилил онлайн-продвижение вместо ряда офлайн-активаций, добавил он.
В следующем году спрос на технику и электронику может продолжить расти в связи с нестабильностью курса валют, считает Тони Ран.
Впрочем, по словам источника, близкого к одному из ритейлеров, в начале года сохранится дефицит товара из-за логистических проблем, связанных с задержкой в поставках продукции из-за коронавируса. Сегодня товар в нужном объеме попадает в страну с заметным опозданием: те модели, которые должны были появиться на полках магазинов в ноябре и декабре, появятся только в феврале, отметил он.
Анастасия Гаврилюк