В прошлом году совокупная выручка семи МТК холдинга «Связьинвест» («ЦентрТелеком», «ВолгаТелеком», «Уралсвязьинформ», «Северо-Западный Телеком», Южная телекоммуникационная компания, «Сибирьтелеком» и «Дальсвязь») составила 103,4 млрд руб., чистая прибыль - 9,08 млрд руб., инвестиции - 35,9 млрд руб. В соответствии с планами на 2004 г. объем инвестиций МТК должен возрасти на 23,4% - до 44,3 млрд руб., при этом они более чем на половину будут профинансированы за счет заемных средств (около 23 млрд руб.). В результате объем долга МТК возрастет с 41 млрд руб. в начале года до 64 млрд руб. к его окончанию и, по прогнозам, составит около половины выручки компаний за 2004 г. (в 2003 г. - 39,8%).
Владимира Постоловского, аналитика Brunswick UBS, настораживает не столько рост инвестиций телекоммуникационных компаний, сколько его темпы. «Капитальные вложения большинства компаний связи растут быстрее, чем выручка, - отмечает он в своем исследовании. - Из-за отрицательных потоков наличности в секторе это подразумевает значительные объемы долгового финансирования и, как следствие, большое давление на доход и дивиденды». Анастасия Шамина из Банка ЗЕНИТ поддерживает коллегу. «Агрессивная инвестиционная политика является основным фактором риска телекоммуникационных компаний, - замечает она в своем обзоре. - Чрезмерное «увлечение» модернизацией инфраструктуры, которое зачастую является вынужденным в условиях ее низкого качества, приводит как к росту общей долговой нагрузки отрасли, так и к расслоению МТК по кредитному риску. Причем последний фактор часто недооценивается [фондовым] рынком».
По оценке Brunswick UBS, аутсайдером по эффективности капитала среди телекоммуникационных компаний является ЮТК. «В первом квартале 2004 г. инвестиции компании в фиксированную связь составили 86% выручки от предоставления этих услуг при среднеотраслевом уровне чуть менее 40%», - поясняет Владимир Постоловский. Анастасия Шамина добавляет к списку рискованных компаний еще и «ЦентрТелеком». Рост долговой нагрузки привел к усилению давления на денежный поток компании: если в 2002 г. процентные расходы покрывались EBIT [прибыль, до вычета из нее налогов и процентов по заемным средствам] 3,96 раза, то в 2004 г., по расчетам Банка ЗЕНИТ, этот показатель снизится до критического уровня - 1,62. «Ситуация усугубляется тем, что 63,5% заемных средств «ЦентрТелекома» носят краткосрочный характер и предприятие может столкнуться с трудностями их рефинансирования: так, в 2004 г. компания должна погасить кредиты и займы общим объемом 6,8 млрд руб. при их совокупной величине в 10,7 млрд руб.», - пишет г-жа Шамина. По-видимому, именно с целью рефинансировать долг компания намерена разместить облигационный займ на 7 млрд руб., и, судя по потребности в средствах, размещение пройдет при любой погоде на фондовом рынке.
Большая долговая нагрузка - это «болезнь роста» большинства российских операторов фиксированной связи, считают аналитики. «Им необходимо бороться с технологической отсталостью своих сетей, повышать уровень цифровизации, - сказала RBC daily Надежда Голубева, аналитик ИГ «АТОН». - Средняя цифровизация по «Связьинвесту» чуть более 40%, тогда как в остальной Восточной Европе этот показатель превышает 80%. Кроме того, компаниям необходимо прокладывать современные оптико-волоконные и интеллектуальные сети, развивать новые виды услуг».
Анастасия Шамина из Банка ЗЕНИТ отмечает, что наиболее агрессивную инвестиционную политику как раз проводят компании, находящиеся в самых жестких конкурентных условиях. «"ЦентрТелеком" характеризуется не только одним из самых низких уровней цифровизации [48%], но и большими различиями в техническом оснащении своих филиалов, - обозначает аналитик. - Поэтому инвестиции требуются как на развитие общего уровня сети, так и на гармонизацию ее отдельных составляющих». По мнению г-жи Шаминой, ситуация с «ЦентрТелекомом» и другими операторами фиксированной связи центра Европейской России усугубляется тем, что здесь традиционно сильнее конкуренция с альтернативными операторами, которая ставит МТК перед выбором: либо рост долгов и доли рынка, либо низкий долг и потеря рынка.
Между тем аналитики отмечают, что некоторым компаниям фиксированной связи удается находить разумный компромисс между стремительным ростом и разумной долговой нагрузкой. Владимир Постоловский отмечает, что «ВолгаТелеком» - единственная компания холдинга «Связьинвест», выручка которой растет быстрее объема капвложений, что дает ей в краткосрочном периоде импульс к улучшению своих финансовых показателей. Анастасия Шамина отмечает, что риск роста долговой нагрузки характерен не для сектора в целом, а только двум агрессивным заемщикам - ЮТК и «ЦентрТелекому» - и рекомендует инвесторам переоценить свое отношение только к ним. А Надежда Голубева советует компаниям соизмерять свои силы с потребностями, чтобы обслуживание долга было комфортным.