"Сейчас на площадке присутствует около 40 участников, из которых четыре - генераторы, а остальные - потребители контента, - рассказал ComNews глава компании Pirix Дмитрий Петров. - Среди них компании Google, "Яндекс" и т. д. По объемам трафика работает несколько портов на 10 Гб, остальные - на 1 Гб. В планах расширить состав участников до 100-120 компаний". По словам Дмитрия Петрова, технологически новая площадка ничем не отличается от давно существующей на местном рынке SPB-IX. Однако последняя берет плату за трафик у всех клиентов, не занимаясь их градацией.
По словам Дмитрия Петрова, в запуск проекта вложено 5 млн руб., еще столько же организаторы намерены инвестировать в модернизацию существующих мощностей. В частности, компания планирует соединить все дата-центры, участвующие в проекте, собственной оптоволоконной сетью. На сегодняшний день Pirix базируется на трех точках, намереваясь расширить их число до 10.
При этом в компании утверждают, что цены, которые она предлагает для провайдеров, в два раза ниже, чем в SPB-IX. Например, гигабитный порт стоит 7 тыс. руб., 10 Гб — 20 тыс. руб.
"SPB-IX существует более 10 лет и всегда придерживался принципов нейтральности и равной стоимости услуг для всех участников, - прокомментировала директор MSK-IX (компания управляет проектом IX.RU, включающим в себя SPB-IX) Елена Воронина. - В условиях ценового прессинга на межоператорском рынке многие операторы ищут новые форматы для предложения услуг аренды каналов и виртуальных частных сетей, в том числе с использованием элементов маркетинга Internet Exchange. Конкурентом проекта Pirix являются, в первую очередь, не SPB-IX, а другие провайдеры, которые могут реализовать аналогичные сети доступа. Насколько разумна такая бизнес-модель и предложенный уровень цен - покажет время, делать прогнозы на стартовом этапе бессмысленно".
Сами участники рынка по-разному оценивают появление нового проекта.
"Схема Pirix могла бы быть интересна "Телфину" как генератору контента, но остается много вопросов, а именно: уровень качества услуг, предоставляемых точкой обмена трафиком; каковы гарантии качества, и чем обусловлена низкая стоимость? Вероятно, это временный демпинг "на вход" в конкурентную среду для привлечения крупных генераторов контента. Появление которых, в свою очередь, поспособствует частичному переходу клиентов SPB-IX. После чего стоимость услуг Pirix может подняться до уровня конкурентов", - считает заместитель директора по маркетингу "Телфин" Алиса Киреева.
"Отношение неоднозначное, - рассказал ComNews генеральный директор компании "Обит" Андрей Гук. - Мы участвуем в проекте, но на некоммерческих условиях. Рынок распределения трафика в Петербурге на сегодня разрознен. Вместе с Pirix существует три площадки обмена трафиком — SPB-IX и Dataix. Причем у последней есть соглашение с "Вконтакте", что дает площадке очень серьезный объем трафика". По словам Андрея Гука, цена, заявляемая Pirix, ниже рыночной примерно на 30%. "Для более-менее крупного провайдера это не является решающим преимуществом для смены площадки, - уверен гендиректор "Обит". - Скорее, очередная площадка ориентирована на мелких игроков рынка, которых остается все меньше. Кроме того, сотрудничество с Google и "Яндекс" мало меняет ситуацию, так как не удивлюсь, если у SPB-IX для них тоже есть некие преференции. На мой взгляд, оптимальным вариантом было бы, если бы в Петербурге существовала одна площадка обмена трафиком, пусть и с тарифами подороже, но включающая в себя абсолютно всех участников".
"В Петербурге пиринг для мелких операторов, чуть подрастут - идут на MSK-IX, который 4-й в мире по количеству трафика, - добавляет другой участник рынка. - А "Яндекс" и Google со всеми работает".
"Через Pirix можно будет получить лишь часть трафика, который операторы получают сейчас через SPB-IX, - считает генеральный директор компании TiERA Валерий Стрельцов. - Включать и ту, и другую площадку также лишено особого смысла, расходы лишь увеличатся на сумму платежа в Pirix. Однако, пожалуй, единственный случай, когда включение в Pirix может быть полезным - перегруженность порта в SPB-IX". Он также напоминает про Dataix, где принцип такой же, но цена, выше. "Однако в рамках получения трафика "Вконтакте"/"Вкадре" операторы получают еще и трафик других операторов. В конечном счете, при фиксированной стоимости порта в месяц какой именно (чей именно) трафик по этому порту бегает, не имеет принципиального значения", - заключает Валерий Стрельцов.
"Открытие очередной точки обмена трафика в одном городе не сможет кардинальным образом поменять ситуацию на рынке", - полагает и гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. "Появление этого проекта вряд ли повлияет на работу SPB-IX. В мире довольно много примеров, когда в одном городе работает 2, 3 и даже больше IX, с разными расценками, и у всех находятся потребители", - согласен директор департамента сети передачи данных группы МТС Виктор Белов.
Другие эксперты считают, что подобные проекты наоборот, нужны местному рынку. "Клиенты уже проголосовали рублем в пользу того, что Pirix им интересен, - уверен генеральный директор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. - Однако чтобы отвоевать долю рынка, ему, помимо талантливых управленцев, нужны инвестиции - навскидку около $5 млн на ближайшие 12 месяцев. Потенциально проекту угрожает, наверное, лишь поглощение со стороны более крупного оператора. Теоретически, за такой сделкой может последовать исход менеджеров, что, разумеется, негативно скажется на развитии компании".
НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА