Минкомсвязь предлагает оборудовать российские таксофоны системой оповещения населения, рассказал “Ъ” заместитель главы Минкомсвязи Олег Иванов. Окончательного решения по запуску проекта пока нет, но в случае его реализации, финансировать его предполагается за счет резерва универсального обслуживания (формируется из отчислений операторов связи, которые ежегодно платят в фонд 1,2% выручки), уточнил господин Иванов. По его словам, технические решения для этого есть в разных вариантах, включая сирену, голосовое и визуальное оповещение и стробоскопы.
Всего, по данным Россвязи на конец 2018 года, в России 147,7 тыс. таксофонов (из них 2,2 тыс.— в Москве, следует из данных столичной мэрии). Их работа финансируется из резерва универсального обслуживания наряду с пунктами коллективного доступа в интернет. С 2014 года оператором этих услуг выступает «Ростелеком».
В «Ростелекоме» не комментируют инициативу по переоснащению таксофонов, но отмечают, что они до сих пор остаются единственным средством связи во многих отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.
Таксофоны до сих пор привлекают заметный трафик пользователей даже в крупных городах, особенно после того, как в январе 2019 года «Ростелеком» обнулил стоимость звонков с таксофонов внутри региона, отмечает Олег Иванов. Напротив, пункты коллективного доступа в интернет «показывают практически нулевой трафик», и от них Минкомсвязь предлагает отказаться.
В пресс-службе Россвязи сообщили, что поддерживают расширение функционала таксофонов. Проект будет запущен после изменений в законе «О связи» и принятия подзаконных актов, при закупках приоритет будет отдан российскому оборудованию, подчеркивают в Россвязи. Собеседник “Ъ” в подведомственном Россвязи ФГУП «Российские сети вещания и оповещения» (РСВО, отвечает за систему оповещения о чрезвычайных ситуациях в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) говорит, что ФГУП будет курировать и проект переоснащения таксофонов системами аудиооповещения. «Необходимое для проекта оборудование с 2014 года уже находится в тестировании и сейчас работает в регионе Сибири и Дальнего Востока»,— отметил он. За его производство будут отвечать сами РСВО, а для выхода на серийное производство, по оценке источника, потребуется шесть месяцев.
Таксофонная связь убыточна и сейчас несет исключительно социальную функцию, констатирует гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. По данным Минкомсвязи, за девять месяцев 2018 года выручка от услуг таксофонной связи составила 25 млн руб., сократившись год к году на 32%. Ранее операторы связи неоднократно пытались заработать на таксофонах. Например, МГТС, некогда обслуживавшая в Москве 3 тыс. таксофонов, в 2013 году планировала оснастить несколько сотен из них модулями Wi-Fi, навигатором и возможностью проведения платежей, но проект не был реализован.
«В идее Минкомсвязи есть логика, но в таком случае необходимы законодательные изменения, чтобы перепрофилировать средства резерва универсального обслуживания на новое направление»,— рассуждает Константин Анкилов. Также важно, чтобы создаваемая инфраструктура не дублировала уже существующие в городах системы оповещения, добавил он. Сейчас в городах уже есть множество систем оповещения, как в жилых домах, так и в бизнес-центрах, а в сельской местности таксофоны часто находятся на отдаленных территориях, отмечает исполнительный директор Общества защиты интернета Михаил Климарев. Он напоминает, что идея оборудовать таксофоны средствами оповещения не нова, но ее эффективность «еще в 2013 году вызывала сомнения», и опасается, что проект станет «очередной попыткой решить проблемы МЧС за счет операторов связи». По оценке господина Климарева, наиболее простые системы звукового оповещения стоят от 2 тыс. руб., но наиболее затратным будет монтаж его оборудования и присоединение к общей сети.
Юлия Тишина, Владислав Новый