У мобильных операторов снизились доходы

За последний год платежеспособность клиентов у LMT и Tele2 заметно снизилась: месячный доход с одного абонента (ARPU) в среднем упал на 11-14%. Комиссия по регулированию общественных услуг, опубликовавшая цифры, связывает эту тенденцию со снижением тарифов на телекоммуникационные услуги. Безусловно, свою роль сыграли и непрекращающиеся маркетинговые акции обоих предприятий, привлекающие не самых обеспеченных людей.

Мобильная связь в Латвии развивается в бешеном темпе — ежегодный прирост пользователей составляет около 30%. На днях LMT отрапортовал: в его сети работает 719104 клиента — за 10 месяцев предприятие увеличило число почитателей на 18%. Tele2 традиционно цифры утаивает. Но по информации, опубликованной недавно в отчете European Mobile Communications Report, на начало 2004 года у второго оператора имелось 694.000 и занимал он 54% рынка. Так что на данный момент общее число "омобиленных" жителей Латвии, очевидно, уже приблизилось к 1,5 млн.

Оборот и прибыли операторов поражают воображение. Доходы LMT в минувшем году равнялись 130,2 млн. Ls (на 13,2% больше, чем в 2002 г.), а прибыль составила 42,3 млн. Ls (прирост — 21,5%). Tele2 — "худее", но напористее: в 2003 г. его оборот был 62 млн. Ls (возрос на 19%), а прибыль удвоилась и достигла 16,6 млн. Ls.

А вот доходы с одного пользователя у компаний стали заметно снижаться. Как сообщила в пятницу Комиссия по регулированию общественных услуг, ежемесячная выручка LMT с одного клиента в 2003 году составила в среднем 22,2 евро, за год она снизилась на 14%. У Tele2 "упадок" чуть меньше — на 11%, с 14,65 евро в 2002 году до 13,02 евро в 2003-м.

По словам пресс-секретаря Регулятора Лиги Римшевицы, причины комиссия не изучала. Она полагает, что уменьшение ARPU вызвано тем, что пользователи более вдумчиво выбирают тарифные планы и чаще прибегают к другим телекоммуникационным услугам (например, к электронной почте). Да и расценки на сотовую связь уменьшаются. Но есть еще одна веская причина. Cейчас, когда рынок близок к насыщению, ставка сделана на людей с низким уровнем платежеспособности: в первую очередь школьников, студентов. Им предлагают "мобильники-малоценники", карточки предоплаты, позволяющие "быть на связи" за 2-3 Ls в месяц.

Средние доходы операторов мобильной связи с одного клиента (ARPU) Комиссия по регулированию общественных услуг подсчитывала, разделив нетто-оборот на число клиентов и месяцев в году и умножив результат на курс евро к лату.

Очевидно, тенденции к снижению ARPU сохранятся. И через пару лет, когда народ будет "омобилен" чуть ли не поголовно, операторам вряд ли удастся легко и просто зарабатывать сверхприбыли. Им потребуются серьезные инвестиции в развитие новых услуг, за которые человек готов выкладывать денежки. Пошатнуть финансовое положение LMT и Tele2 может и третий оператор — Triatel, планирующий в ноябре начать работу в новом стандарте CDMA-450. Ведь этот агрессивный игрок нацелился на самый перспективный, по мнению аналитиков, сегмент связи — мобильную передачу данных и на самую лакомую клиентуру — бизнесменов.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: