МТТ планирует увеличить присутствие на рынке интеллектуальных онлайн-сервисов для корпоративных клиентов и в 2018 году инвестирует от 0,7 млрд до 1 млрд руб. в сделки по приобретению, сообщили “Ъ” в компании. Средства будут направлены на покупку стартапов и неорганический рост абонентской базы собственной платформы, в которую входит виртуальная АТС, мобильная связь, услуга обратной связи с клиентами и др.
По сообщению МТТ, компания приобрела платформу маркетинговой автоматизации Pozvonim.com и проводит миграцию ее 60-тысячной абонентской базы в свою систему. Pozvonim.com предоставляет услуги в области повышения интернет-продаж и онлайн-коммуникаций с покупателями. Сумма сделки не раскрывается. По данным kartoteka.ru, ООО «Позвоним» было учреждено в мае 2015 года, 100% компании принадлежало ее гендиректору Михаилу Литовченко.
«Стратегия МТТ неразрывно связана с расширением спектра услуг для повышения эффективности бизнеса, в том числе в области унифицированных коммуникаций»,— пояснила директор по корпоративным коммуникациям МТТ Анна Бойко. Основными клиентами корпоративной платформы, по ее словам, являются компании малого и среднего бизнеса: интернет-магазины, логистические компании, такси, агрегаторы, компании из сферы финансов. Рынок унифицированных коммуникаций (UC — unified communications) включает интеграцию услуг реального времени: мгновенные сообщения, информация о присутствии, телефония, видеоконференция, совместная работа над документами, управление вызовами и т. д. По оценкам МТТ, сегмент виртуальных АТС и IP-телефонии растет на 20–25% ежегодно, в то время как смежные сервисы, формирующие рынок UC (Call-tracking, callback, чат-боты и др.), растут до 70% в год.
Услуги по IP-телефонии на рынке предоставляют сегодня не только специализированные игроки, такие как «Манго Телеком» или «Зебра Телеком» (принадлежит «Ростелекому»), но и крупные федеральные операторы связи и интернет-компании, в числе которых «Вымпелком» и «Яндекс.Телефония». По данным Telecom Daily, объем российского рынка виртуальных АТС (облачной телефонии) в 2016 году оценивался в 2,9 млрд. руб., что на 16% больше, чем в 2015 году.
По оценке гендиректора TelecomDaily Дениса Кускова, этот сегмент растет не так активно, как сегмент дополнительных сервисов. «У МТТ есть все возможности и опыт для хороших результатов. При этом успех компании на рынке унифицированных коммуникаций будет зависеть от того, насколько успешно она интегрирует приобретенные технологии в свою платформу и как активно будет инвестировать в продвижение новых услуг»,— считает он.
По мнению гендиректора компании «Зебра Телеком» Сергея Кудрина, МТТ активно развивается в сегменте предоставления услуг виртуальных АТС. «Однако мне с трудом верится в то, что такой проект, как Pozvonim.com, имеет абонентскую базу, сопоставимую с лидером рынка — “Манго Телекомом”. Полагаю, что активных платящих абонентов у компании значительно меньше»,— отметил он. По его оценке, на российском рынке нет такого числа достойных стартапов в области телефонии, в которые можно было бы инвестировать такую большую сумму. «Есть крупные игроки, но они, как правило, не продаются»,— добавил он.
Юлия Тишина